Музей

Администрация района

Официальный интернет-портал правовой информации 

 

Отчёт Главы муниципального района Борский Самарской области о результатах деятельности по итогам 2013 года.

Отчёт

Главы  муниципального района Борский,

Председателя Собрания представителей муниципального района Борский

«Об итогах работы Собрания представителей и итогах социально-экономического развития муниципального района Борский за 2013 год»

 

Уважаемые депутаты!

Уважаемые присутствующие!

Ушел в историю 2013 год. Он был для нашего района юбилейным. Мы отпраздновали 85-летие.

Федеральными, государственными структурами подведены первые социально-экономические итоги ушедшего года. Органами местного самоуправления Борского района  они изучаются, анализируются. На их основе, нами строятся прогнозы на будущее, принимаются управленческие решения. Сегодня я хочу коротко поделиться с вами нашими итогами и планами.

В соответствии с Федеральным  законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьёй 41 Устава муниципального района Борский  Глава муниципального района обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных в установленном порядке муниципалитету.

По действующей структуре органов местного самоуправления Глава района и Собрание представителей определяют основные направления финансовой, налоговой, инвестиционной и хозяйственной политики.  

 

Работа Собрания представителей  муниципального района Борский

         Создание благоприятной и стабильной социально-экономической ситуации в районе – одна из основных задач Собрания представителей муниципального района Борский. При осуществлении своей деятельности Собрание представителей последовательно реализовывало такие принципы как публичность, открытость для диалога, своевременное реагирование на поступающие запросы общества, своевременное нормативное регулирование возникающих и существующих общественных отношений.

Сегодня многое делается в части открытости и доступности для населения информации о деятельности муниципальных органов власти. Деятельность  Собрания представителей муниципального района Борский осуществляется  в соответствии с Регламентом Собрания представителей.  Для этого,  на интернет-портале СГД размещена полная и подробная информация о депутатах,  с указанием контактной информации и графика приема граждан. Диалог с общественностью позволяет выявлять проблемы в различных сферах жизнедеятельности, принимать оперативные меры для их решения.  

         В 2013 году представительный орган  муниципального района работал в составе 15 депутатов.

В Собрании зарегистрирована 1 депутатская группа Всероссийской политической партии «Единая Россия», в количестве 10 депутатов, председателем которой является Долгашов Сергей Владимирович.

Работа Собрания Представителей осуществлялась в различных формах. Основными формами деятельности Собрания представителей муниципального района Борский являлись:

-  разработка проектов решений Собрания представителей;

- анализ проектов нормативно-правовых актов, выносимых на рассмотрение депутатов, подготовка замечаний, предложений по рассматриваемым проектам;

-  прием населения и содействие в решении вопросов;

-  проведение заседаний постоянных профильных комиссий;

- проведение совместных заседаний депутатов Собрания представителей и депутатов сельских поселений;

- контроль, за исполнением ранее принятых решений Собранием представителей муниципального района Борский;

- участие депутатов в заседаниях «круглых столов», форумах,  в  заседаниях комитетов СГД, участие в видеоконференциях, организованных СГД, Правительством области по вопросам местного самоуправления и другое.

С 10.10.2010г. по 31.12.2013г. всего проведено 46 заседаний Собрания представителей. Из них за отчетный период проведено 13 заседаний.  Присутствие депутата на каждом заседании является одной из его основных обязанностей. Средняя явка  депутатов составила 83% от числа членов представительного органа. 

На заседаниях обсуждено 64 вопроса, принято 52 решения.

 Обсуждаемые вопросы касались практически всех сторон жизни муниципального района Борский.

Существующая практика предварительного рассмотрения всех проектов решений в постоянных комиссиях доказала свою эффективность. Каждый вопрос детально изучается и обсуждается, что приводит к принятию взвешенных решений.

Текущая работа, направленная на качественную подготовку нормативных и ненормативных актов, осуществление контроля, за их исполнением и содействие в их реализации осуществлялась в 4-х постоянно действующих комиссиях, а именно:

- по бюджету, налогам и экономической политике

 ( председатель -  Баранов Анатолий Викторович);

- по социальной и молодёжной политике (председатель - Баранкин Валентин Евгеньевич);

- по сельскому хозяйству, земельным отношениям и экологии (председатель -  Полянских Владимир Николаевич);

- по  жилищно-коммунальному хозяйству и промышленности (председатель -  Долгашов Сергей Владимирович).

За 2013 год проведено 15 заседаний постоянных комиссий, на которых рассмотрено 42 вопроса.

Все нормативно-правовые акты принятые Собранием представителей подвергаются антикоррупционной экспертизе и  направляются в региональный регистр нормативно-правовых актов.   За отчётный период направлены 34 решения.

Принято 48 решений по внесению изменений в действующие Положения, Порядки и Правила. Изменения главным образом связаны с приведением муниципальных правовых актов в соответствие с действующим законодательством. По утверждению бюджета, проводились публичные слушания.

В течение 2013 года на решения Собрания представителей прокурором района внесён  1 протест, который был удовлетворен.

Решения Собрания представителей опубликовываются в газете «Борские известия» и размещаются на  сайте Собрания представителей в рамках интернет - портала СГД.

Подробно изучены и рассмотрены на заседаниях Собрания представителей законодательные инициативы депутатов представительных органов городских округов Тольятти, Сызрани и других муниципальных образований.

Наградная деятельность.

 

В соответствии с Положением «О Почетной грамоте и Благодарственном письме Главы муниципального района Борский Самарской области», утвержденным решением Собрания представителей муниципального района Борский от 27.10.2011 № 66 в отчетном периоде аппаратом Собрания представителей района велась наградная работа. Почетными грамотами Главы района было награждено 25  жителей района  и  вручено 56 Благодарственных писем Главы района.

 

Работа с населением.

Важной работой Главы муниципального района и депутатов Собрания представителей  является взаимодействие с общественными организациями и  населением.

Традиционно, каждый понедельник проводятся совещания при Главе района  с участием руководителей организаций всех форм собственности.

В 2013 году продолжала совершенствоваться такая форма участия граждан в местном самоуправлении, как публичные слушания по важнейшим вопросам жизнедеятельности района. За истекший период, дважды проводились публичные слушания, в которых приняли участие 64 человека.  Это публичные слушания по вынесению отчёта об исполнении бюджета района  за 2012 год  и публичные слушания по вынесению проекта бюджета района на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов. Предложения, поступающие в ходе обсуждений, включаются в итоговые документы слушаний и учитываются при принятии решений Собранием представителей.

Согласно  графика, утвержденного решением Собрания представителей муниципального района Борский, ведётся прием граждан депутатами Собрания представителей района. Депутаты, являющиеся руководителями организаций, проводят приём граждан на своих рабочих местах. Кроме личных приемов гражданам представлена возможность обращаться к председателю и другим депутатам Собрания представителей посредством электронной почты и интернет-приёмной Собрания представителей муниципального района Борский.

Согласно утвержденному графику, который публикуется на страницах районной газеты «Борские известия», депутаты, являющиеся членами депутатской группы «Единая Россия», ведут прием в общественной приемной  политической партии «Единая Россия». Таких приёмов было – 47. Всего принято 70 граждан. 35 вопросов решено положительно, по 34 проведены консультации и решение одного вопроса не предусматривается законодательно.

Прием Главы по личным вопросам – одна из наиболее востребованных форм работы с  населением. За прошедший год ко мне на личный прием обратились 107 граждан. Кроме того, было проведено 29 выездных личных приёмов в населенных пунктах района. Рассмотрено 25 обращений  по электронной почте.

В 2013 году Главой муниципального района Борский и представителями администрации муниципального района Борский было проведено 28 встреч с населением района («сходы граждан»), в которых приняли участие более 1 тыс. 500 человек.

К сожалению, продолжает сохраняться тенденция, когда граждане обращаются в различные инстанции без учета их полномочий и компетенции.

          Так,  в адрес Президента Российской Федерации за отчетный период поступило 25 обращений от жителей муниципального района Борский.

        Увеличилось количество обращений жителей муниципального района Борский в адрес Администрации Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области. Так, в 2013 году было направлено 141 обращение. В том числе 27 обращений  поступило в ходе встречи Губернатора Самарской области Меркушкина Н.И.  с жителями района. 

Анализ показывает, что тематика поступивших обращений разнообразна. Наибольшее количество обращений поступает по вопросам предоставления  и ремонта  жилья;  жилищно-коммунального хозяйства; трудоустройства; по выделению, приобретению и межеванию земельных участков; оказания материальной помощи и т.д.     

  Все обращения, поступившие в Собрание Представителей, в обязательном порядке регистрируются и рассматриваются в установленные законом сроки. Нарушений сроков рассмотрения не допускалось. Даны соответствующие разъяснения и рекомендации. Часть обращений направлялась для разрешения имеющихся в них вопросов в органы местного самоуправления согласно компетенции.

Аппарат   Собрания Представителей муниципального района Борский обеспечивает правовое, организационное, документальное, информационное, консультационное, материально-техническое обеспечение деятельности Собрания Представителей.

За отчётный период подготовлено 18 постановлений и 84 распоряжения Главы района.

О районном бюджете за  2013г.

Бюджет муниципального района Борский Самарской области на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов был утвержден Решением Собрания Представителей от 26.12.2012г. № 147. Первоначально плановые назначения по доходам составляли 161 млн. 541 тыс. рублей, общий объем расходов был запланирован в сумме 163 млн. 772 тыс. рублей, дефицит бюджета  в сумме 2 млн. 230 тыс. рублей.

          В течение 2013 года показатели бюджета  уточнялись не однократно, в результате плановые назначения по доходам составили 491 млн. 555 тыс. руб., по расходам – 487 млн. 153 тыс. рублей, профицит бюджета  - 4 млн. 402 тыс. рублей.

По итогам доходная часть бюджетаза 2013 год составила 472 млн. 111 тыс. руб. Рост к 2012 году составил почти 160%.

         Собственные доходные источники составили 62 млн. 821 тыс. руб., рост к 2012 году 120%.

Годовой план по собственным доходным источникам выполнен по всем видам доходов.

Доля собственных доходных источников в общем объеме доходов составила 13,3%. Это меньше, чем в 2012 году, в виду большего поступления средств из областного и федерального бюджетов.

В структуре собственных доходов  наибольший удельный вес имеют налоговые доходы – 61,5 %  или 38 млн. 634 тыс. рублей. Неналоговые доходы составляют 38,5% или 24 млн. 187 тыс. рублей. В объеме налоговых доходов  81 % составляет налог на доходы физических лиц. В объеме неналоговых доходов большая часть приходится на доходы от реализации муниципального имущества - 54%.

Расходная часть бюджетамуниципального района составила 463 млн. 720 тыс. руб.

          По удельному весу в структуре расходов бюджета лидирующие позиции занимают расходы на образование (27%), национальную экономику (17,2%), жилищно-коммунальное хозяйство (14,9%),социальную политику (12,6%), общегосударственные расходы (9,7%).

По сравнению с 2012 годом по ряду направлений расходов наблюдается рост: возросли расходы по образованию с 64 млн. 308 тыс. руб. до 125 млн. 49 тыс.  руб.; национальной экономики с 37 млн. руб. до 79 млн. 942 тысяч руб.; жилищно-коммунальному хозяйству с 31 млн.  935 тыс.  руб. до 69 млн. 239 тыс. руб.; культуре с 23 млн. 119 тыс. руб. до 56 млн. 230 тыс. руб..

На конец года профицит бюджета муниципального района составил  8 млн. 392 тыс. рублей.

Остаток денежных средств на 01.01.2014г. по районному бюджету составлял  14 млн. 670 тыс. руб., из них:

         средства федерального бюджета 800 тыс. руб.

         средства областного бюджета  185 тыс. руб.

         средства муниципального бюджета 13 млн. 685 тыс. руб.

Просроченной кредиторской задолженности по районному бюджету на 01.01.2014 г. не допущено.

Норматив формирования расходов на содержание органов местного самоуправления не превышен. В 2013 году норматив составлял 53%. Фактические расходы на содержание органов местного самоуправления Борского района составили -  25%.

Параметры муниципального долга в 2013 году соответствовали всем требованиям Бюджетного кодекса РФ.

Эффективность управления

Говоря в целом, об эффективности управления, хочу остановиться на следующем.

В прошедшем году была введена система стимулирующих субсидий местным бюджетам, предоставляемых с учетом выполнения показателей социально-экономического развития. Субсидии представлялись сельским поселениям и муниципальному району. Главная цель этой системы – повышение эффективности муниципального управления и ответственности муниципальных органов власти всех уровней, предпринимательского сообщества и населения за конечные результаты развития своей территории, от чего будет завесить финансовая обеспеченность муниципалитета. Система стимулирующих субсидий предполагает учет вклада в совокупный результат социально-экономического развития района каждого жителя, индивидуального предпринимателя и организации. «Кто работает лучше, тот получит больше», так сказал  Губернатор Самарской области Н.И. Меркушкина в своем первом послании депутатам Самарской Губернской Думы и жителям региона. Таким образом, в конце 2012 года для каждого муниципального района и поселения были утверждены прогнозные значения по 14 показателям. Министерствами и органами исполнительной власти Самарской области совместно с профильными отделами и специалистами администрации муниципального района Борский при установлении и утверждении значений показателей был тщательно изучен, прежде всего, потенциал (т.е. максимальные возможности) района. Утверждение показателей производилось с учетом динамики, т.е. роста.

По результатам 2013 года Борский район в целом, с поставленной задачей справился.  Все установленные и скорректированные в 2013 году прогнозные значения выполнены на 100 и более процентов, кроме одного.

Показатель «объем поступления в местный бюджет собственных доходов» выполнен лишь на 87,7%. Мы вошли в пятерку худших по данному показателю. В среднем по области его выполнение  составило 103%.

В ноябре 2013 года проведен анализ сложившейся ситуации. Установлено, что в Управлении финансами администрации Борского района, осуществляющем налоговую политику, отсутствует  база налогоплательщиков местных налогов. Не проводился анализ поступления налогов, их динамики. Установление и повышение налоговых ставок проводилось методом индексации без учета дифференцированности. Так например: коэффициент k2 для расчета  единого налога на вмененный доход (ЕНВД) когда-то уже был установлен для каждого вида предпринимательской деятельности, затем принимались решения о его увеличении, допустим, на 10%. При этом, никогда не учитывалось то, что одни виды деятельности начинают превалировать, другие наоборот.  Происходят многочисленные изменения в законодательстве. В результате все это привело к тому, что, например индивидуальный предприниматель, осуществляющий торгово-закупочную деятельность на ярмарке (рынке) уплачивает единый налог на вмененный доход в сумме 1000 рублей в квартал! К примеру, работник, работающий в организации и получающий заработную плату в размере прожиточного минимума (8000 рублей) уплачивает налог (НДФЛ) в месяц 1040 рублей, в квартал – 3120 рублей.  Вот такая арифметика. И все мы понимаем, что уровень жизни предпринимателя и гражданина, с доходами в размере прожиточного минимума – отличается.

Еще в конце 2013 года, мной дано задание Администрации и управлению финансами детально разобрать и проанализировать ситуацию с коэффициентом, подготовить обоснованные предложения по изменению коэффициента k2 на 2015 год. В ходе подготовки доклада часть этой работы уже проведена и есть первые выводы. Главе Администрации района (Сучков С.Г.) необходимо взять эту работу под личный контроль и своевременно информировать меня и депутатский корпус о её ходе.  Это трудоемкая работа, требующая временных затрат, но её необходимо выполнить и своевременно внести предложения на Собрание представителей.

Еще более сложная ситуация оказалась с земельным налогом.  В налогооблагаемую базу включены земельные участки, не подлежащие налогообложению (федеральные земли, арендованные  и т.д.) Понятно, что за эти участки никогда не поступит никакого налога, а в план они включены. Администрациями сельских поселений не проводилась актуализация  земельных участков годами. В связи с этим их насчитывается более 20 тысяч, хотя фактически их значительно меньше. Кадастровая стоимость 2- х одинаковых земельных участков может быть, например, 300 и тысячу рублей и т.д. Так же имеет место не эффективная налоговая политика сельских поселений в части установления налоговых ставок. Хочу отметить, что в целом в районе налоговая политика «хромает». Нам необходимо в течение 2014 года проанализировать все местные налоги и принять необходимые решения по стабилизации налоговой политики в районе и соответствию её законодательству.

Хочу заострить внимание Главы администрации (Сучков С.Г.) и руководителя Управления финансами (Труфанова Л.С.) о необходимости пересмотра структуры Управления финансами. Она, мягко сказать, не эффективна. Из 10 человек штатной численности  только один специалист занимается доходами и налоговой политикой.

В соответствии с Указом Президента РФ с 2008 года проводится оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. В 2012 году проводилась оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по итогам 2011 года. Борский район занимал 12 позицию из 37 в рейтинге муниципалитетов Самарской области. По результатам 2010 года Борский район был на 18 месте. В 2012 году Правительством Российской федерации были внесены кардинальные изменения в структуру доклада, а Губернатором Самарской области определены новые основные рейтинговые показатели. По итогам оценки с учетом изменений муниципальный район Борский занял 28 место из 37. На местоположение Борского района в разрезе показателей, оказавших влияние на место в рейтинге среди других муниципальных образований, повлияла изношенность социальной инфраструктуры. Капитальные ремонты в зданиях дошкольных, общеобразовательных учреждений, учреждений культуры не проводились в большинстве с момента ввода в эксплуатацию. Мы знали об этой проблеме, занимались ее решением. За период с 2011 года по 2013 год активно меняли оконные конструкции, кровли, отопительные системы и другие элементы, относящиеся к работам капитального характера.  Предварительный анализ этого показателя за 2103 год  прогнозирует положительную динамику. Но даст ли это нам рост, в среднем областном  рейтинге, можно будет говорить после подведения окончательных итогов.

Кроме состояния социальной инфраструктуры, низким в районе сложился показатель «Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций, в общем, их числе». По результатам 2012 года доля прибыльных сельскохозяйственных организаций в Борском районе составила 77,2%. Среднее значение показателя по Самарской области составляло 86,1%.

Для рассмотрения показателей и принятия дальнейших планов и направлений деятельности мной была создана рабочая группа, которая отработала сложившиеся значения каждого показателя и определила возможные пути их динамичного развития. Помимо конкретных проблем, так же имеет место низкая исполнительская дисциплина и качество подготовки отчетов специалистами администрации. Есть факты, когда исполнители в ходе подготовки и обоснования показателя подошли к этому формально. В связи с этим, Главе администрации (Сучков С.Г.) рекомендовано подготовить распорядительный документ о закреплении ответственности за конкретным должностным лицом по каждому показателю. В феврале Администрацией было принято соответствующее постановление №133.

С 2013 года постановлением Правительства Самарской области от 22.02.2013г. №50 утвержден порядок расчета и представления из областного бюджета местным бюджетам дотаций на стимулирование повышения качества управления муниципальными финансами.

Дотации предоставляются бюджетам муниципальных образований в целях стимулирования:

- организации лучшей практики управления муниципальными финансами;

- роста налогового потенциала территории муниципального образования в связи с осуществлением органами местного самоуправления муниципальных образований в Самарской области деятельности по привлечению инвестиций;

- увеличения доходов консолидированного бюджета Самарской области в части поступления отдельных акцизов на алкогольную продукцию, обеспечивающего рост налогового потенциала территории муниципального образования;

- роста налогового потенциала территории муниципального образования в связи с осуществлением нефтедобычи.

Как видно из этого перечня, Борский район имеет возможность участия в получении дотации  на стимулирование организации лучшей практики управления муниципальными финансами.

Этим же Постановление правительства Самарской области утверждены критерии отбора и показатели, по которым проводится рейтинг.

Дотации распределяются два раза в год равными долями (траншами) по итогам исполнения местных бюджетов за отчетный финансовый год и первое полугодие текущего финансового года.

По итогам 2013 года Борский район занял 6 позицию в областном рейтинге. Сумма дотации составила 3 млн. 37 тыс. рублей.

 

Социально-экономическое развитие

Анализируя социально-экономическое развитие  нашего района за 2013год  хочется отметить следующее.

В сравнении с 2012 годом среднемесячная начисленная заработная плата по крупным и средним предприятиям и организациям в 2013 году выросла на 28,9% и составила 16 тыс. 554 рубля, что составляет к средне областному уровню 62,5%. По итогам 2012 года среднемесячная заработная плата к средне областному уровню составляла 54,8%. Это хорошая динамика для нашего района.

По видам экономической деятельности среднемесячная заработная плата распределилась следующим образом:

- раздел - сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 14 тыс. 326 руб. (увеличение на 31,3%);

- раздел –распределение воды – 12 тыс. 628 руб.  (увеличение 76,8%);

- раздел – распределение тепловой энергии – 9тыс. 385 руб. (увеличение на 20,8%);

- раздел образование – 19 тыс. 980 руб.  (увеличение на 29,2%);

- здравоохранение и предоставление социальных услуг – 12 тыс. 901руб.  (увеличение на 31,4 %);

- и т.д.

Фонд заработной платы в целом по району увеличился по итогам прошедшего года на 28,8%, что повлекло в свою очередь увеличение доходной части бюджета по поступлениям налога на доходы физических лиц.

В прошедшем году отмечается хорошая инвестиционная активность в районе. Общий объем инвестиций в основной капитал, направленный на развитие экономики и социальной сферы муниципального  района Борский в 2013 году  составил 602 млн. руб., из них бюджетные источники финансирования составили 166 млн. 300 тыс. руб., это в 3,5 раза больше, чем в прошлом году.

Уровень безработицы на 01 января 2014 года  составил  - 2,2%. За содействием в поиске подходящей работы обратилось  844 чел.   Количество безработных граждан составило 308 человек. Трудоустроено за 2012 год – 377 человек. Массового высвобождения на территории района не было.

Численность постоянного населения района на 1 января 2014 года составила 24 тыс. 76 человек.  За 2013 год численность уменьшилась на 193 человека (105-  естественная убыль и 88 - миграционная).

Демографическая ситуацияв Борском районе 2013 году, по сравнению с 2012 годом, характеризовалась увеличением уровня рождаемости и смертности. В целом по району абсолютное число рождений и смертей составило 324 и 429 соответственно.

Увеличение рождаемости в отчетном году во многом обусловлено эффективностью комплекса мер Правительства РФ и Самарской области, направленного на стимулирование рождаемости.

Анализируя демографические процессы  можно отметить, что коэффициент рождаемости (на 1000 человек населения) в районе за 2013 год составил 13,4, что выше средне областного (12,3) и прошлогоднего районного (12,6).  К сожалению, коэффициент смертности в районе 17,7. Это выше средне областного и районного коэффициента за предыдущий год.

В 2013 году зарегистрировано 245 браков и 95 разводов.

Сельское хозяйство

В районе ведут производственно-хозяйственную деятельность 15 сельскохозяйственных организаций, а так же более 60 хозяйств малых форм, т.е. крестьянско-фермерские хозяйств.

Из 15 сельскохозяйственных организаций района 12 завершили год с прибылью (80 %).

Традиционно сельскохозяйственные предприятия специализируются на производстве зерновых культур, подсолнечника, кормов, молока и мяса.

Реализацию мероприятий в области развития сельского хозяйства на территории района осуществляет Управление сельского хозяйства администрации муниципального района Борский. Штатная численность 9 человек.

В 2013 году Соглашением о взаимодействии при реализации мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, заключенным между администрацией муниципального района Борский и министерством сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, которым  предусмотрено выполнение 28 показателей.

Из 28-ми показателей не по всем, достигнут уровень выполнения. Отмечается невыполнение обязательств, в рамках соглашения, по производству продукции животноводства.

Управление сельского хозяйства связывает это с тем, что произошло снижение поголовья. При этом не приводит объясняющих расчетов.

Не выдерживаются нормы страхования посевов.  Кроме того, было запланировано приобретение маточного поголовья овец и коз крестьянско-фермерским хозяйством, в количестве 69 голов.  Управление сельского хозяйства  ссылается на отсутствия средств у хозяйства.

Считаю, что Главе администрации (Сучков С.Г.) необходимо закрепить нормативным актом ответственность руководителя Управления сельского хозяйства (Полянских В.Н.) за выполнение, мониторинг и анализ условий соглашения, закрепить за собой личный контроль, чтобы впредь не получать такие формальные отчеты.

Своевременно оказываемая государственная поддержка позволяет создавать благоприятные предпосылки для развития.

За 2013 г. сельскохозяйственными товаропроизводителями из местного бюджета в рамках переданных государственных полномочий за счет средств областного и федерального бюджетов было предоставлено субсидий на сумму более 55 млн. руб. для субсидирования возмещения части затрат в связи с производством сельскохозяйственной продукции в т.ч. на поддержку в области растениеводства  - 35 млн. 279 тыс. рублей.

В 2013 году новым направлением государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей стала погектарная поддержка в области растениеводства, которая была предоставлена практически всем сельхозпредприятиям  и фермерам района.

Такой вид поддержки позволил району превысить предусмотренный соглашением показатель валового сбора зерна. В 2013 году валовый сбор зерна составил 41,7 тыс. тонн, при плане - 40,5 тыс. тонн.

В 2014 году порядок предоставления погектарной субсидии предусматривает ряд нововведений, в соответствии с которыми хозяйства не должны сокращать как общую посевную площадь, так и площадь посевов зерновой группы сельскохозяйственных культур. Кроме того, при расчете ставки размера субсидии учитывается урожайность, полученная тем или иным хозяйством в предшествующем году.

Таким образом, размер господдержки напрямую зависит от показателей производства, которые достигнет сельскохозяйственный товаропроизводитель.

В 2014 году планируется собрать урожай зерновых и зернобобовых культур в объеме 50 тысяч тонн.

Для достижения заданного уровня показателя необходима модернизация машинно-тракторного парка. Так, в 2013 году хозяйствами района приобретено 26 единиц сельскохозяйственной техники, в том числе 7 тракторов, 12 зерноуборочных комбайнов, общей стоимости свыше 120 млн. рублей.

В 2014 году крупными сельскохозяйственными предприятиями (ООО Компания «Био-Тон» и ООО СХП «Неприк») планируется приобретение современных посевных комплексов. Также хозяйствами района планируется приобретение 10 тракторов, 4 зерноуборочных и 1 кормоуборочного комбайнов.

В прошедшем году, за счет субсидий, предоставляемых сельским поселениям муниципального района Борский с учетом выполнения социально-экономических показателей, оказана поддержка гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, на возмещение части затрат на содержание коров в объеме 1,3 млн. рублей при ставке 1100 рублей (на поголовье 1 190 коров). В 2014 году по данному направлению поддержки бюджетом предусмотрено 1 млн. 834 тыс. рублей.

Еще одним из основных направлений государственной поддержки является поддержка малых форм хозяйствования.

Субсидирование части расходов на уплату процентов по кредитам, взятым малыми формами хозяйствования (крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство) делает доступнее использование кредитных ресурсов сельскохозяйственными товаропроизводителями, позволяет своевременно инвестировать средства в развитие производства.

Также в рамках поддержки малых форм хозяйствования, начиная с 2011 года, господдержка предоставляется начинающим фермерам (срок деятельности которых не превышает 24 месяца) и семейным животноводческим фермам на базе крестьянских (фермерских) хозяйств. Поддержка предоставляется на конкурсной основе в форме грантов.

За период действия поддержки 2 хозяйства  получили такие гранты в размере 850 тыс. рублей и 800 тыс. рублей. В 2014 году планируется участие в отборе на получение грантов двумя начинающими фермерами и  одной семейной фермой.

Губернатор Н.И. Меркушкин, в своем послании, сообщил, что на территории муниципального района Борский намечается строительство современного животноводческого комплекса на 2 тысячи 400 коров.

Кроме того, нами подготовлена инвестиционная площадка, для строительства еще одного комплекса на 1 тыс. 200 голов.  Сформирован земельный участок под место предполагаемого строительства фермы. Оформлены земельные участки для производства кормовой базы. Рассчитываем, что потенциальный инвестор приступит к  строительству  уже в 2015 году.

 

Муниципальные предприятия.

В муниципальном районе осуществляют деятельность 10 муниципальных унитарных предприятий  в различных сферах деятельности.

Деятельность всех предприятий является востребованной жителями района.  Соответственно задача  их руководителей создавать на предприятии условия для эффективной и стабильной деятельности направленной на улучшение качества предоставления  товаров, работ и услуг.

По итогам 2013 года 3 предприятия сработали с убытком. Это МУП «Тепло» (Пахомов Н.П.),  МУП «Жилсервис» (В.А. Карев),  МУП «Рынок Борский» (Храпунов С.В.). 

Участвуя, в заседаниях балансовой комиссии Администрации района могу отметить, что руководители убыточных предприятий  не проводят экономический анализ финансовой деятельности. Хотя это является их обязанностью и  в соответствии с федеральным законодательством, и в соответствии с Уставом предприятия, а также трудовым договором. За допущение убытков на предприятии законодательством предусматривается ответственность. Очень хочется, чтобы каждый руководитель об этом помнил.

Малый бизнес

В рамках полномочий администрацией Борского района осуществляется работа по поддержке малого и среднего предпринимательства.

По состоянию на 01.01.2014 года численность субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе Борский составляет 589 единиц, из них 487 индивидуальных предпринимателей и 102 юридических лица. По видам деятельности все субъекты малого и среднего предпринимательства распределяются следующим образом:

 более 50% приходится на торгово-закупочную деятельность;

30%  - предоставление услуг;

15% -  сельское хозяйство;

и лишь 10% приходится на производственные виды деятельности.

Наибольший удельный вес в системе налогообложения субъектов предпринимательства занимает единый налог на вмененный доход.

Сумма данного налога, поступившая в бюджет района в 2013 году, составила  5 млн. 421  тыс. рублей. Сумма налога  на 1 зарегистрированный субъект составила 9 тыс. 204 руб. в год или 767 руб. в месяц. Это один из самых низких показателей в области.

 На территории муниципального района Борский продолжает реализацию муниципальная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном районе Борский Самарской области на 2012-2015 годы» (Постановление администрации муниципального района Борский Самарской области №1136 от 29.11.2011 года).

По указанной программе, реализуются следующие мероприятия:

1.         Предоставление субсидий муниципальному фонду микрофинансирования для дальнейшего предоставления микрозаймов субъектам малого предпринимательства;

2.       Оказание информационных, консультационных и образовательных услуг начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства, также гражданам желающих организовать собственный бизнес, обеспечение информационными и справочными материалами;

3.         Освещение проблем, перспектив развития малого и среднего бизнеса и информирование о проведении мероприятий для субъектов малого и среднего предпринимательства в средствах массовой информации (районная газета «Борские известия», телекомпания «Пульс»;

4.       Проведение «круглых столов», семинаров, совещаний по проблемам развития малого и среднего предпринимательства в различных отраслях экономики, с участием представителей предпринимательского сообщества и контролирующих органов; 

и другие.

В 2013 году в областном конкурсе по отбору субъектов малого и среднего предпринимательства для предоставления из областного бюджета грантов на создание собственного бизнеса в целях возмещения затрат в связи с производством товаров, выполнением работ, оказанием услуг в части расходов - победителями стали 2 индивидуальных предпринимателя из нашего района (сумма гранта по 300 тыс. рублей).

 

ЖКХ, транспорт, строительство

Безусловно, большое влияние на качество жизни населения определяется  возможностью  получения качественных  коммунальных услуг, наличием комфортной инфраструктуры.

На территории района коммунальные и жилищные услуги предоставляют восемь организаций различной формы собственности, три из которых являются муниципальными унитарными предприятиями. Неоднократно с 2010 года говорилось о больных точках этих предприятий. Силами экономических служб предприятий и администрации района проводился анализ их финансово-хозяйственной деятельности. Кто следил за этой ситуацией, тот знает развитие событий. Таким образом, в середине 2012 года было принято решение о назначении в каждое предприятие «не формального» руководителя. МУП «Управление ЖКХ» возглавил И.С. Косырев, МУП «Тепло» А.И. Иванов, МУП «Жилсервис» - А.Е. Бутковский. 

По результатам 2012 года стало ясно – это решение принесет свою эффективность и результаты. Результатом деятельности в 2013 году явилось заметное снижение затрат на предприятиях.

 Например, в МУП «Управлении ЖКХ» убытки по результатам 2011 года составляли более 500 тыс. руб., в 2012 году – 1млн. 400 тыс. рублей, а по результатам 2013 года – прибыль более 2 млн. рублей. В целом расходы предприятия уменьшились с 17 млн. руб. в 2011 году до 13,5 млн. руб. в 2013 году. В структуре расходов большое сокращение произошло по автотранспортным услугам и электроэнергии.  Как только руководитель и финансовая служба предприятия стали нести ответственность за конкретные виды деятельности, так сразу отсеялись «ненужные» затраты. В 2011 году на предприятии даже услуги автотранспорта были убыточными. Сегодня МУП «Управление ЖКХ» работает прибыльно. Более того, экономически обоснованный тариф на водоснабжение снизился, что позволило безболезненно уйти от перекрестного субсидирования. Напомню,  перекрестное субсидирование это установление тарифов ниже издержек для населения за счет повышения тарифов для предприятий. С 1 июля 2014 года будет действовать единый тариф для всех категорий потребителей, компенсирующий затраты предприятия на оказание услуги по водоснабжению и получение предприятием плановой прибыли.

Положительные тенденции наблюдаются и в  МУП «Тепло». Убытки предприятия на 01 января 2012 года составляли 4 млн. 450 тыс. рублей, на 01 января 2013 – 2 млн. 700 тыс. рублей, на 01 января 2014 – около 1 млн. рублей. Кредиторская задолженность за топливно-энергетические ресурсы составляла соответственно5 млн. 528 тыс. рублей, в т.ч. просроченная 300 тыс. рублей; 2 млн. 717 тыс. рублей, в том числе просроченная 2 млн. рублей, и на 1 января 2014 года - 1 млн. 497 тыс. рублей, в т.ч. просроченной – 0 рублей. Общими усилиями предприятия и органов местного самоуправления удалось стабилизировать ситуацию с расчетами за энергоресурсы и сократить убытки. Но на предприятии по-прежнему имеют место не эффективные и необоснованные расходы. Руководство предприятия и финансовая служба не достаточно уделяют внимания экономическому анализу на предприятии. Не своевременно принимаются административные решения, направленные на эффективность и снижение издержек. На сегодняшний день Главе администрации (Сучков С.Г.) в рамках полномочий поручено контролировать денежные расходы предприятия до окончания отопительного сезона. Т.е. средства, поступающие предприятию, направляются на первоочередные статьи это оплата труда и оплата потребленных топливно-энергетических ресурсов.

На встречах с гражданами не редко выражается озабоченность наличием у предприятия задолженности на потребленные ресурсы (газ, электроэнергию). Хочу пояснить, что текущая задолженность  предприятия за ресурсы является нормальным явлением, так как все потребление энергоресурсов происходит в течение 7 –ми месяцев отопительного периода. Поступление платежей от потребителей-предприятий происходит аналогично, а вот население уплачивает за потребленную услугу в течение 12-ти месяцев. Поэтому предприятие к концу отопительного периода имеет «плановую» задолженность, которую необходимо погасить к началу нового отопительного сезона.

Хочу отметить, что в 2013 году удалось значительно сократить расходы бюджета на проведение мероприятий по обеспечению бесперебойного снабжения коммунальными услугами населения они составили – 2 млн. рублей, в 2011 году они составляли –3 млн. 319 тыс. руб., в 2012 – 10 млн. рублей.

 Самой неоднозначной остается ситуация с МУП «Жилсервис». Предприятие по состоянию на 01 января 2012 года имело убытки в размере 2 млн. 329 тыс. рублей, на 01 января 2013 года – 1млн. 920 тыс. рублей, на 01января 2014 года – 1 млн. 643 тыс. рублей. Как видим положительная динамика очень незначительная. Детальный анализ финансовых результатов выявил большое увеличение убытков по виду деятельности вывоз жидких бытовых отходов. Себестоимость данного вида деятельности увеличилась почти в 2 раза.  Действующий на то время директор предприятия и допустивший увеличение убытков ситуацию пояснить не смог. Позднее, с приходом нового руководителя, выявились различные нарушения. Например, на предприятии не проводился учет выхода на линию ассенизаторов и объемов оказания ими услуг. Это, в свою очередь, привело к возможности «левачить». Установлено большое не соответствие начисляемой платы за услугу и фактических объемов её оказания. Начисление платы за ЖБО производится  исходя из объема потребленной холодной воды. При этом во многих  многоквартирных домах (и они установлены предприятием МУП «Жилсервис») происходит «перелив». Например, в N-м доме начислена сумма  за вывоз ЖБО за 20 метров кубических. В таком случае, предприятию достаточно откачать нечистоты, скажем, 2 раза в месяц. А фактически предприятие откачивает 4 раза. Причиной тому является то, что в сливную яму попадает неучтенная приборами учета холодная вода, вода потребленная людьми не прописанными, но проживающими в квартирах, где оплата производится по нормативу потребления на 1 человека, а так же вода, потребляемая из системы отопления. В процессе подготовки к докладу МУП «Управление ЖКХ», по моей просьбе, провели анализ и рассчитали фактическое среднедушевое потребление холодной воды в многоквартирных домах. Анализ показал 2,3 – 2,6 м3 на человека. Это, безусловно, мало. Фактически, конечно, расходуется больше. Но у руководителей муниципальных коммунальных предприятий есть законные возможности наладить учет потребления услуг, оказываемых их предприятиями. И это должно стать в 2014 году одним из приоритетных направлений их деятельности.

В прошедшем году Самарская область одной из первых в стране начала работу по капитальному ремонту жилья. Запускается механизм, решающий задачу огромной важности – содержать в нормальном состоянии жилой фонд. В июне 2013 года принят Закон Самарской области №60-ГД «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области». Настоящий Закон устанавливает правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, регулирует порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта общего имущества, порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества и требования к этим программам, порядок организации и обеспечения функционирования регионального оператора системы капитального ремонта общего имущества, а также иные положения, необходимые для обеспечения осуществления капитального ремонта общего имущества.

В соответствии с законом предусмотрено весомое участие в этом государства, области и более весомое участие собственников жилья. Собственникам предоставлены большие возможности контролировать этот процесс. Определяющую роль в решениях по капремонту будут играть жильцы. Там, где есть эффективно действующие советы многоквартирных домов, где сами жильцы активны в отстаивании своих прав и интересов, там меньше неплательщиков, там выше уровень благоустройства и больше порядка.  На встречах с гражданами очень часто возникают вопросы о том, кто будет выполнять то или иное в многоквартирных домах? Отвечаю – собственники. Спрашивают, а кто собственник?  Как такое может быть? Жилищный кодекс действует с 2005 года. А мы все еще не знаем кто собственник общего имущества в многоквартирном доме. Согласно 1-й части 158-й статьи Жилищного кодекса, собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности. Доля в праве общей собственности, в свою очередь, пропорциональна общей площади помещения, принадлежащего лицу на праве собственности.

Особо хочу отметить состояние придомовых территорий в многоквартирных домах. Во многих случаях территории выглядят неприглядно: покосившиеся ограждения огородов, сломанные скамейки, заросшие сорняком территории общедомовых палисадников и т.д. Я не буду сейчас называть адреса таких домов. Люди, проживающие в них, все это знают. Придомовая территория является принадлежностью многоквартирного дома, её эксплуатация и содержание осуществляются вместе с самим домом, из одного источника, то есть за счет собственников жилья.

 Хочу лишь предложить, что если нет желания, возможности содержать территории достойно, то хотя бы необходимо произвести демонтаж всего не нужного, просто разобрать, освободиться от лишнего.

Начался апрель, объявлен месячник по благоустройству. От того, насколько добросовестно и с душой мы к этому отнесемся, будет зависеть облик нашего района и настроение его жителей и гостей. Николай Иванович Меркушкин в своем послании, сказал, что благоустройство должно стать широкой всенародной идеологией. Чтобы она в итоге стала принципом владельцев зданий, хозяев и руководителей предприятий и учреждений, повседневной жизни всех людей. Ежегодно, в своих отчетах я говорю о необходимости привлечения бюджетных инвестиций в сектор экономики ЖКХ (замену инженерных сетей, модернизацию объектов ЖКХ и т.д.) Прошедший год  не стал исключением.

Бюджетные расходы на коммунальное хозяйство в 2013 году составили 69 млн.239 тыс. руб., в т.ч.

- на выполнение мероприятий по областной целевой программе «Чистая вода» 64млн. 65 тыс. руб. на строительство водопроводов в 3 населенных пунктах и строительство канализационных очистных сооружений.

- на ремонт теплотрассы и корректировку проекта технического перевооружения котельной №2  направлено 2 млн.772 тыс. руб.;

- на мероприятияпо обеспечению бесперебойного снабжения коммунальными услугами населения– 2 млн. рублей;

- на приобретение водонапорных башен и насосов – 402 тыс. руб.

В 2013 году приобретена коммунальная техника:

- трактор и снегоуборочная техника для сельского поселения Борское, расходы составили – 1 млн. 440тыс. руб.;

- экскаватор на баланс центра материально-технического обеспечения, сумма расходов – 1 млн. 405 тыс. руб.;

Проведены работы по переносу газопровода в п.  Новый Кутулук - 304 тыс. руб.

Программа «Чистая вода» в 2013 году завершилась. Финансирование по ней, в 2014 году осуществится только по переходящим договорам. У нас такой договор на строительство водопровода в с. Благодаровка. Остаточная сумма согласно договору 20 млн. 237тыс. руб. Завершение объекта планируется произвести до 30 ноября 2014 года, затем, после проведения процедуры оформления, водопровод будет передан сельским поселение обслуживающей организации.

Что касается борского водопровода, то на сегодняшний день выполнены работы по врезке трассы «Нового микрорайона» в основную трассу водопровода, с установкой камеры подключения на пересечении улиц Большая и Кооперативная. Проложена трасса D=159мм, L=1021 метр. Дальнейшее выполнение строительно-монтажных работ не возможно из-за необходимости корректировки проектно-сметной документации.

Для этого проводится анализ действующего проекта, на предмет определения стоимости требуемой корректировки, для внесения изменений в государственную программу Самарской области «Развитие коммунальной инфраструктуры и совершенствования системы обращения с отходами в Самарской области на 2014-2020годы» и перераспределения лимитов денежных средств, с целью окончательного ввода в эксплуатацию данного объекта.  Надеемся, что в текущем году нам удастся это сделать. Хотя, наверное, многие знают как долго у нас «ходят» проектно-сметные документы по различным государственным экспертизам.

Газификация района является одним из важных и актуальных моментов социально-экономического развития. В 2013 г.  силами ОАО «СамРЭК» построен газопровод в с. Соковнинка, ввод в эксплуатацию которого, ожидается в 2014 году.

В рамках исполнения отдельных расходных обязательств Самарской области на 2014 год ОАО «СамРЭК» планирует проведение работ по проектированию и строительству газопроводов в пос. Новоборский, селе Богдановка и п. Марьевка.  Администрация района ходатайствует  по включению в план газификации п. Захаровка.

В 2014 году за счет районного бюджета планируется проектирование газопроводов в селах Долматовка, Гвардейцы, Благодаровка и  Подгорное на общую сумму 1млн. 559 тыс. рублей, о чем уже внесены изменения в программу «Устойчивое развитие сельских территорий»  и в бюджет района.

Одним из вопросов местного значения муниципального района является создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения между поселениями в границах муниципального района.

Из бюджета предприятию – перевозчику  ОАО «Борское АТП» выплачивается субсидия в размере 3 руб. 50 коп. за каждого перевезенного пассажира по 1-му и 2-му маршрутам и 2 рубля 20 копеек за каждый пассажирокилометр по остальным маршрутам, что позволяет коммерческому предприятию работать, в части пассажирских перевозок  прибыльно, а населению Борского района платить за проезд ниже себестоимости этих услуг. На эти цели в прошедшем году израсходовано 2 млн. 107 тыс. рублей.

В 2013 году ремонт улично-дорожной сети произведен на сумму более 14 млн. руб.. Капитальный ремонт осуществлялся на участках дорог в с. Борское по улицам Первомайская, Ленинградская, Демьяна Бедного, Неверовская, Кустарная, Механизаторская, Ленина, Осочная. Общая площадь отремонтированных участков дорог – 28 тыс. 871 кв.м., отремонтировано тротуаров – 840 кв.м. Построена дорога с твердым покрытием по ул. Коммунистическая, протяженностью 700 м.

       В 2014 году с привлечением субсидий из областного бюджета планируется отремонтировать участки автодорог в сельском поселении Подсолнечное (с.Подсолнечное) на сумму  596 тыс. руб. и сельском поселении  Новый Кутулук  (п. Марьевка) на сумму 1 млн. 663тыс.руб..

С 1 января 2014 года изменилась система финансирования содержания муниципальных автодорог. Бюджетным кодексом РФ введена обязательность создания муниципальных дорожных фондов, которые наделяются отдельными источниками формирования.

Следует отметить, что не секрет то, что большинство муниципальных образований не располагают достаточными собственными финансовыми ресурсами для формирования полноценных муниципальных дорожных фондов. Поэтому в текущем году из регионального дорожного фонда 10% акцизов на нефтепродукты будут переданы на муниципальный уровень для создания муниципальных дорожных фондов. Эти отчисления заменят собой субсидии.

В прошедшем году нами была проведена серьезная ревизия протяженности автодорог всех категорий и асфальтовых, и грунтовых, и с переходящим типом покрытия. Согласно статистической отчетности протяженность дорог в Борском районе на 01.01.2014г составила 470 км.

Изменилась и сама методика финансирования. В 2014г. размеры отчислений в местные бюджеты будут устанавливаться исходя из протяженности автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований.

Более того, согласно методике при расчете протяженности автодорог будут учитываться три типа дорожных покрытий, и применяться коэффициенты: 1 – для автодорог с усовершенствованным и твердым типом покрытия; 0,5 -  для автодорог с переходящим типом покрытия (щебень, гравий); 0,25 - для автодорог с грунтовым типом покрытия.

Это позволило привлечь в бюджеты сельских поселений денежные средства на общую сумму 12 млн. 653 тыс. рублей, на которые в рамках муниципальных дорожных фондов будут ремонтироваться и содержаться автомобильные дороги.

В 2014 году планируется проектирование строительство автодорог с твердым покрытием по ул. Молодежная, Первомайская и пер. Ленинградский общей протяженностью 1,1 км.

В текущем году впервые за последнее время подана заявка на участие в программе по замене ветхого и аварийного жилья. Планируется строительство многоквартирного жилого дома под расселение 4-х домов, признанных непригодными для проживания и подлежащими сносу, общей площадью около 1200 м2. Проводится работа с другими проблемными домами, с целью включения их в программу и решения вопроса с их расселением до 2017 года.

Дополнительно к вышесказанному могу добавить, что за истекший период отремонтированы помещения 4-х почтовых отделений, здания Райвоенкомата, муниципальной части здания МУП «Комбинат бытового обслуживания», здание Дома молодежных организаций, установлено новое ограждение парка в с. Борское и многое другое.

 

 

Социальная сфера

Образование

В системе общего образованиямуниципального района Борский:

- 7 ГБОУ (юридических лиц) и 12 филиалов общеобразовательных школ.

В школах района обучается 1982 учащихся.

Организацией школьных перевозок занимаются 7 школ (100% школ). По состоянию на 01.01.2014 г. используется 28 автобусных маршрутов  для перевозки467 учащихся.

В системе общего образования работают 196 учителей. 74% имеют квалификационные категории. 14 чел. имеют стаж работы до 5 лет (7,2%).

Средняя зарплата педагогических  работников  за 2013 год – 32 154 рубля.

Качество образования напрямую отражают результаты ЕГЭ, которые являются наглядной демонстрацией того, как образовательные учреждения справляются с достижением образовательных результатов нормативным требованиям.

в 2013 году школы Борского района окончили 96 выпускников 11-х классов.

5 учащихся наших школ  получили  90 и более баллов по математике и русскому языку. 23 выпускника награждены «золотыми» и «серебряными» медалями «За особые успехи в учении», из них 14 – «золотой» медалью, 9-«серебряной».

Система дошкольного образованиярассматривается сегодня как один из факторов укрепления и сохранения здоровья детей, формирования базисных качеств личности, а также улучшения демографической ситуации в Российской Федерации.

В настоящее время на территории муниципального района Борский функционирует 17 структурных подразделений, реализующих программы дошкольного образования (из них 2 – детские сады - бывшие юридические лица, 15 дошкольных отделений при школах) и 2 группы кратковременного пребывания на базе Борского психологического центра.

По состоянию на 01.01.2014 г. численность детей в возрасте 1-7 лет, охваченных услугами дошкольного образования, составляет 854 чел. Увеличение численности детей  в 2013 году по сравнению с 2012 годом в дошкольных группах составило - 10,9%

Численность детей  в возрасте  3 - 7 лет, охваченных услугами дошкольного образования в 2013 году, составила - 707 чел.

Численность детей в возрасте до 3 лет, охваченных услугами дошкольного образования в 2013 году, составила -  147 чел.,   (в 2012 г. – 68 чел.).

В 2013 году   открыты 74 дополнительных дошкольных места:

·                   в здании Новоборского филиала ГБОУ СОШ №2 с. Борское  - 2 дошкольных группы на 40 мест;

·                   в СП ГБОУ СОШ №1 с. Борское – д/сад «Колокольчик» - 2 дошкольных группы на 34 места.

Численность детей, состоящих в очереди на зачисление по состоянию на 01.01.2014г., составила 221 чел. (в 2012г. – 257 чел.).

В системе дошкольного образования работают 88 педагогических работников, 72% имеют квалификационные категории, 10 чел. со стажем работы до 5 лет.

Средняя зарплата педагогических работников структурных подразделений, реализующих дошкольные общеобразовательные программы за  2013 год – 17 514 рублей.

В учреждениях дополнительного образованияполучают услуги 3 257 детей: в ДДТ «Гармония» – 1517 чел., в ДЮСШ – 1740 чел.

Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием составляет 60,1%.

В системе дополнительного образования работают 60 педагогов, имеют квалификационные категории 63%.

Средняя зарплата педагогических работников структурных подразделений, реализующих дополнительные общеобразовательные программы за 2013 год – 28 130 рублей.

Профессиональное образование на территории Борского района осуществляют 2 государственных учреждения СПО: Борское медицинское училище и  Борский государственный техникум.

В «Борском государственном техникуме» обучаются 261человек, в Борском медицинском училище – 242 человека.

В системе профессионального образования 49 педагогических работников, имеют квалификационные категории 33%.

С 2014 года в Борском государственном техникуме перешел введение Министерства сельского хозяйства. Предполагается, что это позволит повысить качество профессионального образования сельскохозяйственного профиля.

Средняя зарплата педагогических работников за 2013 год в ГБОУ СПО– 20 427 рублей.

Основными полномочиями местного значения муниципального района  в сфере образования являетсяорганизация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса.

В рамках этих полномочий  расходына образование в прошедшем году составили  125 млн. 50 тыс. руб. или 27 % от общих расходов районного бюджета в т.ч.:

- оплату коммунальных услуг учреждений образования - 17 млн. 357 тыс. руб.;

- на строительство нового здания по ул. Советской, 26 -  32 млн. 920 тыс. руб. и приобретение оборудования - 3 млн. 465 тыс. руб.;

- произведены расходы на дополнительные места дошкольного образования, в части проведения капитального ремонта, приобретения оборудования дополнительных мест (40), пос. Новоборский- 7 млн. 103 тыс. руб.;

- на ремонт учреждений образования в 2013 году направлено 37 млн.189 тыс. руб.,

в том числе:  Образовательный центр БСШ № 2 - 28 млн. 501 тыс. руб.; Коноваловская школа  -593 тыс. руб.; Благодаровский филиал - 346 тыс. руб.; Подгорненский филиал -208 тыс. руб.; Заплавинская школа -108 тыс. руб.; Петровская -127 тыс. руб.; ДЮСШ - 2 млн. 60 тыс. руб.; Новоборский филиал - 551 тыс. руб.; д/с Колокольчик - 388 тыс. руб.; филиал по ул. Ленинградская, 126 – 240 тыс. руб.

В 2013 году дополнительно приобретены и установлены 3 детские площадки. В начале 2014 года уже приобретены 3 комплекта. Эта работа будет продолжена.

В отчетном году администрация осуществляла работу, направленную на приведение в соответствие требованиям помещений пищеблоков. Проведены работы по монтажу вытяжных вентиляций в 6-ти помещениях образовательных учреждений.

        Расходы на питание детей в оздоровительных лагерях в летний период составили 953 тыс. руб. охвачено 623 ребенка. Стоимость питания увеличена на 6% и составила 85 рублей на 1 ребенка.

         Сохранились мероприятия по областной целевой программе «Стратегия молодежной политики на 2012-2015 годы» в каникулярное время и свободное от учебы время трудоустроено 140 детей, расходы составили 415 тыс. руб.

По целевым программам «Патриотического воспитания граждан на 2012-2015 годы» и «Реализации стратегии молодежной политики на 2012-2015 годы» затраты составили - 214,5 тыс. руб.

 

Здравоохранение

В сфере здравоохранения  муниципального района Борский осуществляет деятельность Государственное бюджетное учреждение Самарской области Борская центральная районная больница.  До 2013 года больница являлась муниципальным учреждением.  Число коек в больничном учреждении – 131, мест в стационаре дневного пребывания – 45, мощность амбулаторно-поликлинического учреждения – 450 посещений в смену. В учреждении трудится 54 врача, в том числе 5 врачей общей практики и 184 человека среднего медицинского персонала.

С переходом больницы в статус государственного учреждения, полномочия района в отношении здравоохранения упразднились.

Тем не менее, в 2013 году в Самарской области в 21 сельском районе было построено 54 фельдшерско-акушерских пункта, в том числе 4 из них в Борском районе в селах Алексеевка, Заплавное, Коноваловка, Языково. Это стало возможным лишь по тому, что за счет средств районного бюджета были произведены работы по подготовке площадок для ФАПов и подключение инженерных сетей. Сумма расходов составила 847 тыс. рублей.

Так же производилось финансирование мероприятий по двум целевым программам на профилактику ВИЧ-инфекции и профилактику туберкулеза, сумма 99 тыс. рублей.

Культура

Прошедший год был объявлен Президентом РФ Годом охраны окружающей среды. К началу 2013 года было приурочено открытие фотовыставки «Среда обитания» и праздничная программа «Как не любить мне эту землю», основная цель которых – просвещение и воспитание населения, а особенно молодого поколения в духе патриотизма, любви и бережного отношения к природе родного края.

В течение года творческие коллективы неоднократно представляли Борский район на мероприятиях районного и регионального уровней. Вот лишь некоторые из них.

         В апреле прошлого года, в Борском,  впервые прошел зональный этап XIIПоволжского народного фестиваля русского песенного творчества «Расцвела под окошком белоснежная вишня» и «Заповедная вишня – 2013», посвященные Дню Великой Победы – 9 мая 1945 года и 52-й годовщине полета Ю.А. Гагарина в Космос. В нем приняли участие вокальные коллективы из 8 муниципальных образований Самарской области. Борский район представляли коллективы из Алексеевского, Новоборского, Гвардейского сельских домов культуры

Много ярких впечатлений оставили в душе борчан праздничные мероприятия, посвященные Дню Победы, которые прошли на центральной площади с. Борское.

Совместно с компанией «РОСБИ» в крупных  селах района проведен ряд мероприятий, на которых чествовали молодых специалистов, выросших и оставшихся работать в Борском районе. Акцией было охвачено более 1,5 тыс. человек.

На территории нашего района прошла IIОбластная выставка «Сельский туризм и народные ремесла». Состоялся большой праздник народного творчества, на котором были представлены делегации из 15 районов Губернии. Праздник получился яркий, многоликий и живой.

  В июле так же прошли мероприятия, в рамках празднования 85-летия Борского района. Порадовали своими выступлениями лучшие  самодеятельные исполнители района и профессиональные артисты из г. Самара. На второй день празднование 85-летнего юбилея района продолжилось на живописном берегу озера Потапово. Здесь состоялось народное гуляние «Здравствуйте вам!», в котором приняли участие представители сельских поселений района.

И еще много разных увлекательных мероприятий проведенных работниками культуры Борского района радовали жителей района и гостей.

Анализируя уровень проведенных мероприятий, необходимо отметить, что, несмотря на разные условия, в которых находятся учреждения культуры, большинство культурно-досуговых учреждений района подходят к подготовке и проведению своих творческих мероприятий ответственно и основательно.

Подводя итоги деятельности учреждений культуры за прошедший год, можно отметить целенаправленную, и по многим направлениям, вполне результативную работу по развитию сферы культуры в районе, о чём свидетельствует востребованность услуг учреждений культуры населением района и положительная динамика в некоторых показателях творческой деятельности.

Хочу заострить внимание руководителя Управления культуры (Репин А.В.), заместителя главы администрации по социальным вопросам (Панарина И.А.) на том, что культура села – ёмкое многогранное понятие. Сегодня учреждения культуры в районе – не только центры общения и реализации своих творческих способностей, но и центры гражданско-патриотического воспитания населения, пропаганды здорового образа жизни, организации культурного досуга населения, сохранения и развитие материального и нематериального культурного наследия. Поэтому все Ваши планы работы и развития должны строиться исходя из этих приоритетных направлений.

Но, наряду со всем перспективным и положительным, остаётся ряд наболевших вопросов и злободневных проблем.

В силу недостаточного финансирования, низкой оплаты труда на протяжении многих лет, материальная база учреждений культуры ветшала, редел кадровый потенциал.

В соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2012г. в 2013 году за счет средств районного бюджета планомерно увеличивалась заработная плата работников культуры.

Расходы по культурев бюджете составили 56 млн. 230 тыс. руб. или 12,1% в общем объеме расходов.

 По итогам года  средняя заработная плата составила 15 тыс. 518 рублей. Уровень роста заработной платы в 2013 году по сравнению с 2012 годом составил  244%.

В два с половиной раза возросла заработная плата педагогических работников Детской школы искусств и составила  18 тыс. 713  руб.

Большое внимание уделялось содержанию и укреплению материально-технической базы учреждений культуры района.

В 2013 году в рамках программы «Развитие и укрепление материально – технической базы  муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере культуры на территории муниципального района Борский Самарской области на 2011-2018 годы»  проведены работы  по капитальному ремонту зданий (помещений):

- МБОУ ДОД «Детская школа искусств» на сумму 1 млн. 396 тыс.     руб.+154 тыс. руб.;

- МБУК «Борская межпоселенческая библиотека» на сумму 3 млн. 12 тыс. руб.;

- СДК с. Петровка на сумму  15 млн. 292 тыс. руб.;

          - СДК п. Новоборский на сумму      2 млн. 287 тыс. руб.;

- СДК  д. Новая Покровка на сумму  169 тыс.  руб.;

Произведена установка  уличной сцены на сумму 600 тыс. руб.

В рамках выше указанной программы проводились работы по обеспечению пожарной безопасности объектов культуры Борского района.

В рамках долгосрочной целевой программы «Сохранение и развитие культуры муниципального района Борский на 2013-2017 годы» приобретены:

- костюмы на сумму около 500 тыс. руб.;

- световое и звуковое оборудование на общую сумму  - 1 млн. 124 тыс.    руб.;

- автобус «Газель» за  600 тыс. руб.

Проведено комплектование библиотечного фонда на сумму 107 тыс. рублей, закуплено 843 экземпляров книг и журналов.

 

Физкультура и спорт

Актуальность развития физической культуры и спорта в районе обусловлена значительной ролью физической культуры и спорта в оздоровлении населения, воспитании детей, подростков и учащейся молодежи, использовании ее в системе профилактики асоциального поведения, пропаганде здорового образа жизни.

С 2012 года началась реализация районных целевых программ «Реализация стратегии государственной молодёжной политики в м. р. Борский Самарской области на 2012-2015г.г», «Патриотическое воспитание граждан м. р. Борский Самарской области на 2012-2015 г.г.» а также продолжилась реализация районной целевой программы «Развитие физической культуры, спорта и туризма в м. р. Борский Самарской области на 2011-2015 г.г.»

Централизация усилий и средств всех уровней позволила провести более 70 спортивно-массовых мероприятия разного уровня и направленности, привлечь к участию в них более 5-ти тысяч человек, что составляет 80 % от общего количества молодёжи в м. р. Борский, тем самым охват населения физкультурно – оздоровительными мероприятиями достиг 22%, что выше уровня  2012 года.

Борский район в 2014 году 13-  й раз станет местом проведения турнира по универсальному бою «Щит Невского», который в 2013 году получил статус всероссийского. Открытый межрегиональный турнир по волейболу среди мужских команд имени дважды героя СССР летчика – космонавт А.А. Губарева не имеет аналогов проведения таких мероприятий  в сельской местности. В 2014 году он пройдет в 30- й раз.

Массовые спортивно – оздоровительные соревнования такие, как «Борская лыжня»,  турнира «Золотая шайба возрождение», «Лето с футбольным мячом», легкоатлетический пробег «Здоровая Россия – независимая Россия», эстафета ко Дню Победы и многие другие соревнования областного, зонального и районного уровней стали традиционными.

В районе ежегодно проводятся спартакиады среди сельских поселений, образовательных учреждений, допризывной молодёжи и лиц с ограниченными возможностями.

В рамках укрепления  материально – технической базы, в 2013 году построены две  универсальные спортивные площадки в с. Борское размером 16Х28 м (на территории Борской средней школы №2) и с.Петровка размером 30х60м . Затраты составили 7 млн. 161 тыс. рублей.

В 2014  и последующих годах планируется строительство 4-х универсальных спортивных площадок в селах Алексеевка, Гвардейцы и поселках Новоборский и Новый Кутулук.

Кроме того, в с. Борское открыты 2 спортивных зала (гимнастический и тренажерный). После этого, виюне 2013 года Домом молодежных организаций был организован спортивный клуб «Тигр». Целью его деятельности является создание условий всем желающим для занятий физической культурой и спортом, а именно: фитнесом, аэробикой, силовыми упражнениями с использованием различных тренажёров, гиревым спортом, пауэрлифтингом, бодибилдингом, под руководством тренеров, в свободное от учёбы и работы время. По состоянию на 01.01.2014 года в клубе занимаются фитнесом - 35 человек и пауэрлифтингом - 85 человек. Спортивный зал оснащён современным оборудованием, необходимым для занятий физической культуры и спорта. Участники клуба принимают участие в соревнованиях и первенствах.

На эти цели из районного бюджета направлено около 1,8 млн. рублей.

В отчетном году завершена работа по проектированию современного физкультурно-спортивного комплекса. В марте текущего года было получено последнее необходимое заключение экспертизы. В 2014-2015 годах планируется проведение строительно-монтажных работ. Комплекс объединит в себе универсальный спортивный зал со зрительными местами на 200 человек, тренажерный зал и другие необходимые санитарно-технические помещения. На прилегающей территории разместятся  универсальная спортивная площадка и площадка для занятий большим теннисом. Сметная стоимость составила 99 млн. 369 тыс. рублей.

Дополнительно закуплено спортивного инвентаря и оборудования для разных видов спорта на 1,5  млн. рублей.

 В 2011 году в районе организована лыжная база, где всем желающим прокатиться по лесному массиву на лыжах предоставляется необходимое оборудование (лыжи). В 2013 году значительно, в сравнении с предыдущими годами, увеличилось количество участников таких прогулок. В 3013 году установлено освещение на одном из участков лыжной трассы протяженностью  1,5 км.

 

Охрана окружающей среды.

В целях улучшения экологической обстановки, уменьшения влияния на окружающую среду вредных  факторов техногенного и антропогенного характера, на территории муниципального района Борский действует муниципальная целевая программа «Охрана окружающей среды муниципального района Борский на 2012-2014 годы».

Расходы по программе в прошедшем году составили  2 млн. 172 тыс. рублей

С целью организации контейнерного сбора и вывоза отходов от населения, за счет средств районного бюджета, был приобретен мусоровоз МКМ-4503 с боковой загрузкой, а так же были закуплены металлические контейнеры в количестве 94 штук. Был обновлен контейнерный фонд, установленный в многоквартирных домах

В текущем году, в соответствии с утвержденной генеральной схемой очистки территории муниципального района Борский, за счет средств, в местах массового отдыха населения в водоохранных зонах и на особо охраняемых природных территориях были обустроены три контейнерные площадки, на них установлены стандартные контейнеры.

В 2014 г. начато проектирование 2 очереди полигона ТБО.

Продолжались работы 1 очереди по расчистке русла реки Таволжанка ус. Гвардейцы, с целью предотвращения подтопления территории населенного пункта.

Регулярно проводится уход за сетью противопожарных минерализованных полос протяженностью 150 км. вокруг лесных насаждений, находящихся на землях поселений.

В рамках проведения года охраны окружающей среды на территории муниципального района Борский проведен ряд массовых мероприятий: торжественное открытие Года охраны окружающей среды, проведение выставки художественных фотографий экологической тематики  работы Самарских фотохудожников, мероприятия в рамках «Экологического марафона – 2013», «Марш парков», «Весенняя неделя добра», «День памяти трагедии Чернобыля», экологический десант по уборке территории у пожилых граждан «Твори добро», Благоустройство территории населенных пунктов района несовершеннолетними гражданами.

Проведены осенне-весенние месячники по уборке водоохранных зон и территории населенных пунктов района.

Выполнены работы по озеленению населенных пунктов сельских поселений в рамках акции  «Живи лес», посажено 740 деревьев хвойных и лиственных пород.

Значимым событием для экологии района является строительство канализационных очистных сооружений в с. Борское.  Финансирование работ в рамках государственной программы Самарской области «Развитие коммунальной инфраструктуры и совершенствование системы обращения с отходами в Самарской области» на 2014-2020 годы перенесено пока на 2017 год. Причиной явилось то, что ранее при разработке проекта канализационных очистных сооружений не были предусмотрены работы по устройству системы водоснабжения, ввод в эксплуатацию и должное функционирование объекта не представляется возможным. Также, запланированная мощность канализационных очистных сооружений является избыточной, что повлечет за собой низкую рентабельность при дальнейшей эксплуатации объекта. В связи с этим требуется корректировка проекта в части устройства системы водоснабжения и выделения пускового комплекса (очереди) с меньшей рабочей мощностью для ввода объекта в эксплуатацию и выхода на должный уровень рентабельности.

 

Заключение

Хочется отметить, что прошедший год в целом был весьма успешным. Практически все намеченное выполнено.

Уважаемые коллеги, товарищи!  Не все у нас, конечно, гладко. Задачи, стоящие перед нами, требуют большой, слаженной, конструктивной и напряженной работы. Нам предстоит решать очень много застарелых проблем. Наверстывать упущенное, и в тоже время, работать на опережение. Все вопросы по дальнейшему развитию озвученных направлений мы в состоянии решить и довести до конца, если вместе и сообща приложим все свои силы и желания.

В заключении хочу выразить особые слова благодарности Губернатору Меркушкину Н.И. и Правительству Самарской области, а так же поблагодарить администрацию района, депутатов районного Собрания, глав поселений, руководителей всех учреждений и организаций, жителей района за работу и тесное сотрудничество, пожелать всем успешной работы, удачи и процветания.

 

 Спасибо за внимание.

 

 

 

9 апреля 2014 г.

Вернуться