Музей

Администрация района

Право гов ру 

 

Методические рекомендации по проведению внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования

(утверждены распоряжением №4 от 13 февраля 2014 года).

Содержание

 

1. Общие положения

3

2. Основание, цель, предмет проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования

3.Методология проведения внешней проверки

3

6

4. Внешняя проверка годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств (ГАБС)

7

5. Подготовка к проведению внешней проверки годового отчета

8

6. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования

9

7. Анализ исполнения Решения о бюджете муниципального образования на отчетный финансовый год

11

7.1. Анализ исполнения показателей доходной части бюджета муниципального образования

11

7.2. Анализ исполнения показателей расходной части бюджета муниципального образования

12

7.3. Дефицит бюджета муниципального образования и источники его финансирования

13

7.4. Анализ состояния муниципального долга муниципального образования

13

8. Оформление результатов внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования

15

9. Переходные положения

16

 

 

 

 

 

 

 

1. Общие положения

 1.1. Настоящие Методические рекомендации (методика) разработаны  для практического применения при организации и проведении внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования.

1.2. Целью разработки настоящих Методических рекомендаций является установление единых принципов и подходов к организации, проведению и оформлению результатов внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования (далее – внешняя проверка годового отчета).

 1.3. При проведении внешней проверки годового отчета и подготовке по ее результатам заключения муниципальный контрольно-счетный орган руководствуется Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании (далее – Положение о бюджетном процессе), требованиями к составлению и представлению отчетности об исполнении бюджетов, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Самарской области и муниципального образования.

2. Основание, цель, предмет проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования

2.1.  Основанием для проведения внешней проверки годового отчета органом муниципального финансового контроля являются положения статьи 264.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Положение о бюджетном устройстве и бюджетном  процессе в муниципальном образовании.

Основным методом проведения внешней проверки является сравнительный анализ показателей годовой отчетности с данными, содержащимися в бухгалтерских, отчетных и иных документах проверяемых объектов, а также анализ соответствия отчета об исполнении бюджета муниципального образования требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании и нормативным правовым актам Российской Федерации и Самарской области.

 2.2. Целями проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования являются:

- подтверждение полноты и достоверности данных об исполнении местного бюджета;

- оценка соблюдения бюджетного законодательства при осуществлении бюджетного процесса в муниципальном образовании;

- оценка уровня исполнения показателей, утвержденных решением о бюджете муниципального образования на отчетный финансовый год.

 2.3. Внешняя проверка годового отчета включает:

- внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств (далее – ГАБС), а также сведений, представляемых одновременно с годовым отчетом об исполнении местного бюджета, в том числе на предмет соответствия по составу и заполнению (содержанию) Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 №191н (далее – Инструкция № 191н);

- проверку полноты и достоверности годового отчета об исполнении местного бюджета;

- подготовку заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета.

 2.4. Предметом внешней проверки являются

-годовой отчет об исполнении бюджета муниципального образования за отчетный финансовый год,

- годовая  бухгалтерская и бюджетная отчетность ГАБС (в том числе финансового органа), дополнительные материалы, документы и пояснения  к ним.

Перечень годовой бюджетной отчетности установлен статьей 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

 2.5. Объектами внешней проверки являются:

- ГАБС – главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета, в том числе финансовый орган.

Внешняя проверка годового отчета может проводиться в форме выездной проверки или камеральной.

2.6. Одним из основных этапов подготовки внешней проверки является разработка программы проверки. Подготовка и утверждение программы проведения внешней проверки осуществляется в порядке, установленном (или действующим) в контрольно-счётном органе.

2.7. Программа является основным руководством для проверяющих. Она утверждается руководителем контрольно-счетного  органа (должностным лицом, назначившим проверку).

2.8. Перечень вопросов подлежащих проверке, определяется на основе полученной информации и других материалов. В программе указываются исполнители и сроки исполнения.

 

 

3. Методология проведения внешней проверки.

3.1. Основными приёмами финансового анализа по данным бюджетной отчётности являются:

Чтение отчётности представляет собой информационное ознакомление с финансовым положением субъекта анализа по данным баланса, сопутствующим формам и приложениям к ним. По данным бюджетной отчётности можно судить об имущественном положении организации, характере его деятельности, соотношении средств по их видам в составе активов и т.д. В процессе чтения отчётности важно рассматривать показатели разных форм отчётности в их взаимосвязи.

 

В ходе горизонтального анализа осуществляется сравнение каждой позиции отчётности с соответствующей позицией решения о бюджете. Кроме того, в ходе такого анализа определяются абсолютные и относительные изменения величин различных показателей отчётности за определённый период и построение аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста. Он позволяет выявить тенденции изменения отдельных показателей, входящих в состав отчётности.

 

Цель вертикального анализа - вычисление удельного веса отдельных статей в итоге отчёта, выяснение структуры. Вертикальный анализ заключается в определении структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчётности на результат в целом. 

Приёмы проведения анализа бюджетной отчётности, а также вид проверки определяются сотрудником контрольно-счетного органа.

 

4. Внешняя проверка годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств (ГАБС).

 4.1. Внешняя проверка годовой бюджетной отчетности ГАБС представляет собой систему обязательных контрольных действий по проверке полноты и достоверности бюджетной отчетности ГАБС, её соответствия требованиям нормативных правовых актов.

В части установления полноты бюджетной отчетности ГАБС и ее соответствия требованиям нормативных правовых актов необходимо провести анализ представленной к проверке отчетности ГАБС на предмет её соответствия по составу, структуре и заполнению (содержанию) требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании, Инструкции № 191н, Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации.

 4.2. Основные этапы внешней проверки показателей годовой бюджетной отчетности ГАБС.

4.2.1. Проверка соответствия состава бюджетной отчетности ГАБС требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании.

Согласно пункту 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная отчетность включает в себя:

- отчет об исполнении бюджета;

- баланс исполнения бюджета;

- отчет о финансовых результатах деятельности;

- отчет о движении денежных средств;

- пояснительную записку.

4.2.2. Проверка соответствия бюджетной отчетности ГАБС требованиям Инструкции № 191н, Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, действовавшим в отчетном периоде, иным нормативным документам.  

4.2.3. Проверка контрольных соотношений между показателями форм бюджетной отчетности, установленных письмами Федерального казначейства для главного распорядителя, распорядителя и получателя средств бюджета.

 4.2.4. По итогам внешней проверки показателей годовой бюджетной отчетности ГАБС должен быть сделан вывод об их достоверности или недостоверности.

Результаты внешней проверки показателей годовой бюджетной отчетности ГАБС могут быть оформлены по каждому ГАБС в отдельности либо в целом по всем проверенным ГАБС в форме сводного заключения, акта, справки.

Заключения по результатам внешней проверки бюджетной отчетности ГАБС подписываются сотрудником, осуществившим внешнюю проверку, и руководителем проверяемого объекта.

 

5. Подготовка к проведению внешней проверки годового отчета. 

5.1.Подготовка к проведению внешней проверки годового отчета включает в себя:

- сбор и изучение нормативной правовой базы, на основании которой осуществлялся бюджетный процесс в отчетном году;

- подготовка запросов и изучение полученной информации.

 5.2. Для проведения внешней проверки может быть запрошена следующая информация:

- годовая бюджетная отчетность, формы которой предусмотрены Инструкцией;

- решение о бюджете муниципального образования на отчетный финансовый год;

- решения о внесении изменений (дополнений) в бюджет муниципального образования на отчетный финансовый год;

- решение об исполнении бюджета за отчетный финансовый год;

- сводная бюджетная роспись на отчетный финансовый год (с учетом внесенных изменений);

- иные документы и информация, касающаяся исполнения местного бюджета.

6. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета

муниципального образования

6.1. Внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования (далее – отчет об исполнении бюджета) представляет собой комплекс  мероприятий по проверке полноты и достоверности показателей отчета и иной бюджетной отчетности муниципального образования, их соответствия требованиям нормативных правовых актов.

В части установления полноты бюджетной отчетности муниципального образования и ее соответствия требованиям нормативных правовых актов необходимо провести анализ представленной к проверке бюджетной отчетности на предмет ее соответствия по составу, структуре и заполнению (содержанию) требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Инструкции № 191н, Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации.

6.2. Основные этапы внешней проверки показателей годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования и иной бюджетной отчетности муниципального образования, представленной одновременно с ним.

6.2.1. Проверка соответствия бюджетной отчетности муниципального образования по составу требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании.

Согласно пункту 2 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная отчетность должна включать в себя:

- отчет об исполнении бюджета;

- баланс исполнения бюджета;

- отчет о финансовых результатах деятельности;

- отчет о движении денежных средств;

- пояснительную записку.

 6.2.2. Проверка соответствия бюджетной отчетности муниципального образования по структуре и заполнению (содержанию) требованиям Инструкции № 191н и Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации.

6.2.3. Проверка тождественности показателей Пояснительной записки к годовому отчету об исполнении бюджета муниципального образования с Балансом исполнения бюджета, Отчетом об исполнении бюджета, Отчетом о движении денежных средств.

 

 

 

7. Анализ исполнения Решения о бюджете муниципального образования

на отчетный финансовый год

 Анализ исполнения Решения о бюджете муниципального образования на отчетный финансовый год, в том числе анализ исполнения показателей доходной и расходной частей бюджета муниципального образования, использования средств из источников финансирования дефицита бюджета муниципального образования, состояния муниципального долга на начало и конец отчетного года и др. вопросы, проводится в рамках внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета либо при подготовке заключения на проект Решения об исполнении бюджета муниципального образования за отчетный финансовый год.

Показатели проекта Решения об исполнении бюджета муниципального образования за отчетный финансовый год должны быть тождественны показателям, отраженным в годовом отчете об исполнении бюджета муниципального образования.

 

7.1. Анализ исполнения показателей доходной части бюджета муниципального образования

         В рамках анализа фактически достигнутых показателей доходной части бюджета муниципального образования проводится оценка уровня исполнения доходов бюджета муниципального образования по сравнению с показателями, утвержденными в решении о бюджете (с учетом внесенных изменений и дополнений), с дальнейшей систематизацией полученных данных в формат таблиц и диаграмм. Определяются причины отклонений фактически достигнутых показателей от планируемых.

         Также в ходе анализа исполнения показателей доходной части бюджета муниципального образования должна быть проанализирована динамика и структура доходов.   

 

7.2 Анализ исполнения показателей расходной части бюджета муниципального образования

         В рамках анализа фактически достигнутых показателей расходной части бюджета муниципального образования проводится:

- оценка уровня исполнения расходов бюджета по основным разделам и подразделам классификации расходов бюджета, статьям классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) по сравнению с показателями, утвержденными в решении о бюджете (с учетом внесенных изменений и дополнений), с дальнейшей систематизацией полученных данных в формат таблиц и диаграмм;

- оценка уровня исполнения расходов бюджета муниципального образования по ведомственной структуре расходов.

         В ходе оценки уровня исполнения расходов бюджета муниципального образования определяются объем и причины неисполнения расходов, в том числе по целевым программам и мероприятиям. Выявляются факты исполнения расходов, не утвержденных решением о бюджете муниципального образования на отчетный финансовый год. Определяется законность (обоснованность) осуществления расходов, не предусмотренных решением о бюджете муниципального образования на отчетный финансовый год.

 Проводится анализ структуры расходов бюджета муниципального образования, том числе по разделам, по ГАБС.

7.3 Дефицит бюджета муниципального образования и источники его финансирования

         В рамках анализа дефицита бюджета муниципального образования и источников его финансирования проводится проверка соответствия размера дефицита бюджета муниципального образования, сложившегося по итогам отчетного года, предельным значениям, установленным пунктом 3 статьи 92.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Предельный размер дефицита местного бюджета может быть превышен в случае утверждения в решении о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности муниципального образования, и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета.

Также в рамках анализа дефицита бюджета муниципального образования и источников его финансирования проводится проверка соответствия объемов полученных и погашенных в отчетном году муниципальным образованием бюджетных кредитов и кредитов кредитных организаций, указанных в источниках финансирования дефицита бюджета.

 

7.4. Анализ состояния муниципального долга муниципального образования

Анализ состояния муниципального долга бюджета муниципального образования проводится на основе сведений о муниципальном долге.

Также проводится проверка соответствия фактически сложившегося объема муниципального долга на конец отчетного года предельному объему, установленному решением о бюджете муниципального образования на отчетный финансовый год в рамках ограничений, установленных пунктом 3 статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

         Кроме того, проверяется наличие муниципальной долговой книги и ее соответствие требованиям статьи 121 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также своевременность внесения в нее сведений об осуществлении заимствований, погашении долговых обязательств и т.д.

         Проверяется соблюдение в отчетном финансовом году порядка осуществления муниципальных заимствований.

Муниципальные заимствования должны осуществляться в соответствии с Программой муниципальных заимствований, содержащей перечень всех внутренних заимствований муниципального образования с указанием объема привлечения и объема средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований (должна быть утверждена в виде приложения к Решению о бюджете).

Предельный объем муниципальных заимствований не должен превышать сумму, направляемую на финансирование дефицита местного бюджета и (или) погашение долговых обязательств местного бюджета (статья 106 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

         Проверяется соблюдение требований бюджетного законодательства при предоставлении муниципальных гарантий.

Муниципальные гарантии должны быть предоставлены в отчетном году в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в Решении о бюджете на отчетный финансовый год (в Программе муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации), на основании решений местной администрации муниципального образования, а также договоров о предоставлении муниципальных гарантий при условии соблюдения требований, установленных статьей 115.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

         Проверяется соответствие договоров о предоставлении муниципальных гарантий требованиям статьи 115 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

 Проверяется осуществление финансовым органом муниципального образования учета выданных гарантий, исполнения обязательств принципала, обеспеченных гарантиями, а также учета осуществления гарантом платежей по выданным гарантиям.

         Проверяется выполнение обязательств по возврату и обслуживанию долговых обязательств, соблюдение условий договоров (соглашений) о предоставлении кредитов. Устанавливаются причины невыполнения обязательств по своевременному погашению и обслуживанию кредитов.

  

8. Оформление результатов внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования

         Результаты внешней проверки годового отчета оформляются в виде заключения на годовой отчет об исполнении местного бюджета.

В заключении на годовой отчет об исполнении бюджета муниципального образования следует дать оценку:

- полноты и достоверности данных, представленных в годовом отчете, с учетом результатов внешней проверки бюджетной отчетности ГАБС;

- соблюдения требований бюджетного законодательства при составлении годового отчета;

- полноты представленных одновременно с годовым отчетом документов и материалов, их соответствие требованиям законодательства;

- основных наиболее значимых итогов исполнения бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита;

- состояния муниципального долга (при наличии).

Кроме того, необходимо отразить в заключении выявленные расхождения показателей бюджетного учета и отчетности с указанием причин, их обусловивших.

Также в заключении целесообразно отразить наиболее существенные нарушения и недостатки, выявленные в ходе проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального образования и бюджетной отчетности ГАБС.

         Заключение по результатам внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета муниципального района подписывается сотрудником, осуществившим внешнюю проверку.

         Подготовка заключения  на годовой отчет об исполнении бюджета  проводится в срок, не превышающий одного месяца.

Заключение на годовой отчет  об исполнении бюджета  представляется контрольно-счетным органом  на рассмотрение в Собрание представителей муниципального района, с одновременным направлением  его в администрацию  муниципального района. 

9. Переходные положения

         Настоящие Методические рекомендации в ходе практического применения могут подлежать корректировке (при необходимости).

 

23 октября 2020 г.

Вернуться