Музей

Администрация района

Право гов ру 

 

СТАНДАРТ ВНЕШНЕГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ «ПРОВЕДЕНИЕ АУДИТА В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД»

(утвержден распоряжением председателя Контрольно-счетной палаты муниципального района Борский Самарской области от 29 декабря  2016 г.  № 55)

 

Содержание

 

  1. Общие положения……………………………………………………..………3
  2. Содержание аудита в сфере закупок…………………………………...……4
  3. Источники информации для проведения аудита в сфере закупок……...…6
  4. Этапы проведения аудита в сфере закупок…………………………….……9
  5. Формирование и размещение обобщенной информации о результатах аудита в сфере закупок в единой информационной системе в сфере закупок………………………………………………………………………..14

 

Приложение   №1

Типовая программа проведения аудита в сфере закупок

 

 

  1. Общие положения

1.1. Стандарт внешнего  муниципального финансового контроля «Проведение аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд» (далее – Стандарт) – нормативный документ, регламентирующий правила проведения аудита   в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд в рамках реализации  положений статьи 98 Федерального закона от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон №  44-ФЗ).

1.2. Стандарт внешнего муниципального финансового контроля «Проведение аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд» разработан  в соответствии  с требованиями Федерального закона  от 07.02.2011г. №6-ФЗ  «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований», Положения о Контрольно-счетной палате муниципального района Борский Самарской области, на основе   Общих требований  к стандартам  внешнего государственного и муниципального контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий  контрольно-счетными органами  субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, утвержденных Коллегией Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 17октября 2014 г. №  47К (993). При подготовке Стандарта использовались методические рекомендации  Счетной палаты Российской Федерации по проведению аудита в сфере закупок.

1.3. Целью Стандарта является установление общих правил и  процедур,  проведения Контрольно-счетной палатой муниципального района Борский аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципального района Борский.

1.4. Задачами Стандарта являются:

-установление требований к содержанию  аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд муниципального района Борский.

-установление основных  этапов и процедур проведения аудита в сфере закупок.

2. Содержание аудита в сфере закупок

 

2.1. Аудит в сфере закупок – это вид внешнего муниципального контроля, осуществляемого муниципальным контрольно-счетным органом в соответствии с полномочиями, установленными статьей 98 Закона № 44-ФЗ,

В процессе аудита:

1) проводится исследование на основе документов, размещённых в Единой информационной системе, либо представленных для аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для  муниципальных нужд муниципального образования, в соответствии с вопросами аудита, содержащими предмет проверки и оценки, с применением Методических рекомендаций  по проведению аудита в сфере закупок:

контрактной системы муниципального образования, системы (структуры, функций и процессов) закупок её участников, осуществляемых ими взаимодействий, направленных на обеспечение  муниципальных нужд;

предмета закупки, его свойств и показателей;

2) дается оценка:

результатам закупок, достижениям целей осуществления закупок, определенных статьёй 13 Федерального № 44-ФЗ;

существующей системе закупок;

3) осуществляется подготовка предложений, направленных на совершенствование контрактной системы.

Аудит в сфере закупок проводится контрольно-счетной палатой путем проверки, анализа и оценки информации о законности, целесообразности, об обоснованности, о своевременности, об эффективности и о результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам, реализуемых как в форме отдельного экспертно- аналитического мероприятия, так и в виде составной части (отдельного вопроса) контрольного мероприятия.

2.2. Задачи аудита в сфере закупок:

- проверка, анализ и оценка информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам;

- выявление отклонений, нарушений и недостатков в сфере закупок, установление причин и подготовка предложений, направленных на их устранение и на совершенствование контрактной системы.

Аудит в сфере закупок должен охватывать все этапы деятельности заказчика в сфере закупок, в том числе: этап планирования закупок товаров (работ, услуг), этап определения поставщика, этап заключения и исполнения контракта.

2.3. Предметом аудита в сфере закупок являются  средства бюджета муниципального образования, направляемых на закупки (далее – бюджетные средства) в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

2.4. В процессе проведения аудита в сфере закупок проверяются, анализируются и оцениваются:

организация и процесс планирования закупок;

законность, своевременность, обоснованность, целесообразность расходов на закупки, эффективность и результаты использования бюджетных средств;

система ведомственного контроля в сфере закупок;

система контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком.

2.5. Объектами аудита (контроля) в сфере закупок являются заказчики, на которых распространяются контрольные полномочия контрольно-счетного органа муниципального образования.

В рамках мероприятий оцениваются как деятельность заказчиков, так и деятельность формируемых ими контрактных служб и комиссий по осуществлению закупок, привлекаемых ими специализированных организаций (при наличии), экспертов, экспертных организаций, а также работа системы ведомственного контроля в сфере закупок, системы контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком.

2.6. Аудит в сфере закупок может быть осуществлен путем проведения контрольного или экспертно-аналитического мероприятия, а также отдельным вопросом мероприятия.

3. Источники информации для проведения аудита в сфере закупок

 

При проведении аудита в сфере закупок рекомендуется использовать следующие источники информации:

1) законодательство о контрактной системе, включая Закон № 44-ФЗ и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок;

2) нормативные документы, содержащие требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов;

3) внутренние документы заказчика:

документ о создании контрактной службы и положение о ней или документ, утверждающий постоянный состав работников заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения (документы по назначению контрактного управляющего при отсутствии контрактной службы);

документ о создании и регламентации работы комиссии (комиссий) по осуществлению закупок;

документ, регламентирующий процедуры планирования, обоснования и осуществления закупок;

утвержденные план и план-график закупок;

документ, регламентирующий проведение контроля в сфере закупок, осуществляемый заказчиком;

иные документы и информация в соответствии с целями проведения аудита в сфере закупок;

4) единая информационная система в сфере закупок, в том числе документы, утвержденные заказчиком и подлежащие размещению в единой информационной системе в сфере закупок (до момента ввода единой информационной системы в сфере закупок - на официальном сайте zakupki.gov.ru), а именно:

планы закупок;

планы-графики закупок;

информация о реализации планов и планов-графиков закупок;

реестр контрактов, включая копии заключенных контрактов;

реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

библиотека типовых контрактов, типовых условий контрактов;

реестр банковских гарантий;

каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

реестр плановых и внеплановых проверок, включая реестр жалоб, их результатов и выданных предписаний;

правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций муниципальных органов;

отчеты заказчиков, предусмотренные Законом №  44-ФЗ;

извещения об осуществлении закупок, документации о закупках, проекты контрактов, размещаемые при объявлении о закупке, в том числе изменения и разъяснения к ним;

информация, содержащаяся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

информация о ходе и результатах обязательного общественного обсуждения закупок в случае, если начальная (максимальная) цена контракта либо цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), превышает один миллиард рублей;

результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;

иная информация и документы, размещение которых предусмотрено Законом № 44-ФЗ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

5) электронные площадки и информация, размещаемая на них, включая реестры участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке;

6) официальные сайты заказчиков и информация, размещаемая на них, в том числе о планируемых закупках;

7) печатные издания, в которых публикуется информация о планируемых закупках;

8) данные статистического наблюдения;

9) документы, подтверждающие поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе отчеты о результатах отдельного этапа исполнения контракта, о поставленном товаре, выполненной работе или об оказанной услуге, заключения об экспертизе результатов, предусмотренных контрактом, акты приемки, платежные документы, документы о постановке имущества на баланс, разрешения на ввод объектов строительства в эксплуатацию и иные документы, подтверждающие, что закупленные объектом аудита (контроля) товары, работы и услуги достигли конечных потребителей, в интересах которых осуществлялась закупка;

10) результаты предыдущих проверок соответствующих контрольных и надзорных органов;

11) информация о выявленных нарушениях законодательства о контрактной системе, полученная от правоохранительных органов в рамках реализации соглашений о взаимном сотрудничестве;

12) электронные базы данных органов исполнительной власти;

13) интернет-сайты компаний-производителей товаров, работ, услуг;

14) иная информация (документы, сведения), полученная от экспертов, в том числе информация о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

В ходе проведения мероприятия могут использоваться одновременно несколько источников информации, имеющих непосредственное отношение к предмету и объекту аудита (контроля).

4. Этапы проведения аудита в сфере закупок

Аудит в сфере закупок включает следующие этапы, каждый из которых характеризуется выполнением определенных задач:

-подготовка к проведению аудита в сфере закупок (подготовительный этап);

-проведение аудита в сфере закупок (основной этап);

-оформление результатов аудита в сфере закупок (заключительный этап);

-реализация результатов аудита в сфере закупок.

Продолжительность проведения каждого из указанных этапов зависит от особенностей объектов аудита в сфере закупок, количества планируемых объектами аудита в сфере закупок к заключению, заключенным и исполненным контрактам в проверяемом периоде, а также вида проведения аудита в сфере закупок - в форме отдельного экспертно-аналитического мероприятия либо составной части (отдельного вопроса) контрольного мероприятия. В ходе подготовки, проведения, оформления результатов и реализации результатов аудита в сфере закупок, осуществляемого в виде составной части (отдельного вопроса) контрольного мероприятия, необходимо руководствоваться Стандартом внешнего муниципального финансового контроля «Общие правила проведения контрольного мероприятия», в форме экспертно-аналитического мероприятия - Стандартом внешнего муниципального финансового контроля «Проведение экспертно- аналитического мероприятия».

4.1. Подготовительный этап аудита в сфере закупок

Подготовка к проведению аудита в сфере закупок включает осуществление следующих действий:

предварительное изучение предмета, объектов аудита в сфере закупок и их специфики;

определение цели (целей) и вопросов аудита в сфере закупок, способов проведения аудита в сфере закупок, методов сбора фактических данных и информации.

Предварительное изучение предмета, объектов аудита в сфере закупок и их специфики проводится на основе сведений из общедоступных источников информации (в том числе данных единой информационной системы в сфере закупок, электронных торговых площадок, официальных сайтов объектов аудита и т.д.), а также с учетом результатов ранее проведенных контрольных и (или) экспертно-аналитических мероприятий.

По результатам предварительного изучения предмета, объектов аудита в сфере закупок и их специфики определяются цель (цели) и вопросы аудита в сфере закупок, способы его проведения, а также методы сбора фактических данных и информации. Цель (цели) и вопросы аудита в сфере закупок отражаются в программе проведения контрольного (экспертно- аналитического) мероприятия.

Типовая программа проведения аудита в сфере закупок в виде отдельного экспертно-аналитического мероприятия приведена в Приложении 1 к настоящему стандарту.

4.2. Основной этап аудита в сфере закупок

На основном этапе аудита в сфере закупок проводятся проверка, анализ и оценка информации о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки по планируемым к заключению, заключенным и исполненным контрактам в соответствии с вопросами программы мероприятия.

Под целесообразностью расходов на закупки понимается наличие обоснованных муниципальных нужд, необходимых для достижения целей и реализации мероприятий муниципальных программ, выполнения установленных функций и полномочий органов местного самоуправления.

Под обоснованностью расходов на закупки понимается наличие обоснования, в том числе с использованием правил нормирования как запланированных закупок, их объемов (количества), так и требований к качеству, потребительским свойствам и иным характеристикам закупаемых товаров, работ, услуг, их необходимости.

Под своевременностью расходов на закупки понимается установление и соблюдение заказчиком сроков, достаточных для реализации контракта и достижения целей осуществления закупок в надлежащее время и с минимальными издержками.

Под эффективностью расходов на закупки понимается эффективное применение имеющихся ресурсов, а также обеспечение с учетом соблюдения принципов контрактной системы в сфере закупок лучших условий исполнения контракта (по сравнению с другими участниками закупок) на основе критериев, указанных в документации о закупке, при одновременном достижении запланированных целей осуществления закупок.

Под результативностью расходов на закупки понимается степень достижения заданных результатов обеспечения муниципальных нужд (наличие товаров, работ и услуг в запланированном количестве (объеме) и качестве) и целей осуществления закупок.

Под законностью расходов на закупки понимается соблюдение участниками контрактной системы в сфере закупок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.

4.3. Заключительный этап аудита в сфере закупок

На заключительном этапе аудита в сфере закупок обобщаются результаты проведения аудита и в зависимости от вида проведения аудита в сфере закупок подготавливается информация о результатах его проведения:

при проведении аудита в сфере закупок в форме отдельного экспертно- аналитического мероприятия - в виде отчета (заключения), которое должно содержать данные о законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки, а также выводы;

при проведении аудита в сфере закупок в виде составной части (отдельного вопроса) контрольного мероприятия - в виде отдельной части акта контрольного мероприятия, которая должна содержать информацию по следующим вопросам:

анализ количества и объемов закупок объекта аудита (контроля) за проверяемый период, в том числе в разрезе способов осуществления закупок (конкурентные способы, закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), включая закупки до 100 тыс. рублей);

анализ закупок, осуществленных неконкурентными способами, в том числе по итогам несостоявшихся закупок;

оценка и сравнительный анализ эффективности закупок, а также соотнесение их с показателями конкуренции при осуществлении закупок;

количество и объем проверенных закупок (в разрезе способов закупок) объекта аудита (контроля);

анализ организационного и нормативного обеспечения закупок у объекта контроля, включая оценку системы ведомственного контроля в сфере закупок и контроля в сфере закупок, осуществляемого заказчиком;

оценка системы планирования закупок объектом контроля, включая анализ качества исполнения плана закупок (плана-графика закупок);

оценка процесса обоснования закупок объектом контроля, включая анализ нормирования и установления начальных (максимальных) цен контрактов (договоров);

оценка процесса осуществления закупок объектом контроля на предмет наличия (отсутствия) факторов, ограничивающих число участников закупок и достижение экономии бюджетных средств;

оценка эффективности системы управления контрактами (договорами), включая своевременность действий объекта контроля по реализации условий контракта (договора), применения обеспечительных мер и мер ответственности по контракту (договору) и их влияние на достижение целей осуществления закупки;

оценка законности расходов на закупки объектом контроля в разрезе этапов закупочной деятельности (планирование, осуществление закупок, заключение и исполнение контрактов, договоров) с указанием конкретных нарушений законодательства о контрактной системе и иных нормативных правовых актов, в том числе влекущих неэффективное расходование бюджетных средств;

указание количества и объема закупок объекта контроля, в которых выявлены нарушения законодательства о контрактной системе и иных нормативных правовых актов в разрезе этапов закупочной деятельности (планирование, осуществление закупок, заключение и исполнение контрактов);

указание выявленных у объекта контроля нарушений законодательства о контрактной системе и иных нормативных правовых актов, содержащих признаки административного правонарушения и (или) уголовно наказуемых деяний;

анализ и оценка результативности расходов на закупки (наличие товаров, работ и услуг в запланированном количестве (объеме) и качестве) и достижение целей осуществления закупок объектом контроля;

выводы о результатах аудита в сфере закупок.

В случае, если в ходе проведения аудита в сфере закупок выявлены нарушения (недостатки) и сделанные по итогам аудита выводы указывают на возможность существенно повысить качество и результаты работы объектов аудита в сфере закупок, необходимо подготовить соответствующие предложения (рекомендации), направленные на их устранение и на совершенствование деятельности объекта(ов) аудита в сфере закупок, и включить их в информацию о результатах аудита в сфере закупок. Указанные предложения (рекомендации) направляются в адрес объекта аудита в форме представления, предписания.

В случае, если в ходе проведения аудита в сфере закупок выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, содержащих признаки административных правонарушений, соответствующая информация и материалы направляются в контрольные органы в сфере закупок для принятия мер реагирования.

5. Формирование и размещение обобщенной информации о результатах аудита в сфере закупок в единой информационной системе в сфере закупок

Контрольно-счетный орган обобщает результаты осуществления деятельности по аудиту в сфере закупок, в том числе устанавливает причины выявленных отклонений, нарушений и недостатков, подготавливает предложения, направленные на их устранение и на совершенствование контрактной системы в сфере закупок, систематизирует информацию о реализации указанных предложений и размещает в единой информационной системе в сфере закупок обобщенную информацию о таких результатах.

Обобщенная информация формируется с учетом Классификатора нарушений и недостатков, выявляемых в ходе государственного и муниципального финансового контроля.

 

Приложение №1

 

 

ТИПОВАЯ ПРОГРАММА

проведения аудита в сфере закупок

 

Основание для проведения  аудита: пункт _____ плана работы Контрольно-счетной палаты муниципального района Борский на 20__ год.

 

Цели аудита: провести анализ и оценить результаты закупок, достижения целей осуществления закупок, определенных ст. 13 Федерального закона от 05.04.2013г.  №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения  государственных и муниципальных нужд»

 

Предмет аудита: средства муниципального района Борский, использованные на осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

 

 Объекты аудита:  муниципальный заказчик, заказчик, уполномоченный орган (уполномоченное учреждение), специализированная организация, поставщик (подрядчик, исполнитель), операторы электронных площадок.

 

Проверяемый период: 20__ год, при необходимости прочие периоды.

 

Вопросы аудита:

  1. Анализ количества и объемов закупок объектом аудита за отчетный период, в том числе в разрезе способов осуществления закупок 9конкурентные способы, закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), включая закупки до 100,0 тыс.руб.);
  2. Анализ организационного и нормативного обеспечения  закупок у объекта аудита, включая оценку системы ведомственного контроля в сфере закупок и контроля в сфере закупок;
  3. Анализ системы планирования закупок объектом аудита, в ом числе анализ качества исполнения плана закупок (плана-графика закупок);
  4. Анализ процесса обоснования закупок объектом аудита, включая анализ нормирования и установления начальных (максимальных) цен контрактов;
  5. Анализ процесса осуществления закупок объектом аудита на предмет наличия (отсутствия) факторов, ограничивающих число участников закупок и достижение экономии бюджетных средств;
  6. Проверка эффективности системы управления контрактами, включая своевременность действий объекта аудита по реализации условий контракта, применения обеспечительных мер и мер ответственности по контракту и их влияние на достижение целей осуществления закупки;
  7. Проверка законности расходов на закупки объектом аудита  с указанием конкретных нарушений законодательства о контрактной системе;
  8. Анализ и оценка результативности расходов на закупки  (наличие товаров, работ и услуг в запланированном количестве (объеме) и качестве) и достижение целей осуществления закупок объектом аудита.

 

23 октября 2020 г.

Вернуться