Музей

Администрация района

Официальный интернет-портал правовой информации 

 

Новое в трудовом законодательстве

   О том, какие изменения в трудовом законодательстве РФ произошли в предыдущем году нам рассказал В.НИКОЛАЕВ, начальник отдела охраны труда м.р. Борский.

   Первое и наиболее актуальное на сегодняшний день - это решение об увеличении размеров штрафов и разграничении по существу деяния за нарушение трудового законодательства, которое вступило в силу с 1-го января 2015 года.  Жёсткость почувствовали организации района уже в 2014-м, когда пересекались с Государственной инспекцией по труду Самарской области. Размер самих наказаний в Административном кодексе ещё не увеличился, но реальные наказания были жёстче, наказывались за нарушения как юридическое, так и должностное лицо.

Что грозит работодателю в 2015 году? Государственный инспектор труда будет иметь право наказать работодателя за невыполнение обязанностей, перечисленных в ст. 212 ТК РФ (они изложены в 23 абзацах), за каждое в отдельности. Т.е может наказать 23 раза - как должностное лицо и ещё 23 раза как юридическое. Формула штрафов «1 проверка - 1 наказание» сменяется на формулу «1 проверка - много наказаний» ещё из-за неразрывной связи таких нарушений, как, например, непроведение специальной оценки условий труда, результатом которого является ненадлежащее оформление трудового договора.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях, в Статье 5.27: ч.2 предусматривает наказание за незаключение трудового договора при фактическом допущении к работе и за допущение к работе неуполномоченным на это лицом; ч.3 - за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем. (Часто встречающееся нарушение: при фактически сложившихся гражданско-правовых отношениях заключённый договор назывался «Трудовым соглашением», что является ошибкой; ещё чаще, наоборот, работодатель пытается скрыть трудовые отношения за договором гражданско-правовым, по разным причинам) Наказание по статье различное, самое большое - за повторное нарушение частей 2 и 3 (до 200 тыс. руб). Ещё Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнился статьёй 5.27.1. В ней отдельно выделены нарушения:  ч.2 - нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение; ч.3 - допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний; ч.4 - необеспечение работников средствами индивидуальной защиты. Значение штрафа растет с порядковым номером частей статьи. Самое большое значение достигает в ч.5 за повторное нарушение предшествующих частей (ч.1 - ч.4) - до 200 тыс. руб. В вышеуказанных статьях законодатель также выделил лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

ТК РФ в ст.212 дополнился обязанностью работодателя - создание и функционирование системы управления охраной труда. Напомним: система управления охраной труда - набор взаимосвязанных или взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели по охране труда и процедуры по достижению этих целей. Теперь система должна не только существовать, но и работать.

С первого января 2014г. в трудовой договор  (для уже работающих) дополнительным соглашением необходимо внести условия труда на рабочем месте, предоставляемые им гарантии и полагающиеся им компенсации. И, естественно, этот момент необходимо отражать при заключении нового договора. Здесь необходимо отметить, чтокомпенсации для работников, работающих на одинаковых рабочих местах с одинаково вредными условиями, могут быть разными, в зависимости от того, что проводилось для оценки условий труда на рабочем месте - аттестация рабочих мест или спецоценка. Если проводилась аттестация, и место было признано с вредными условиями труда (3,1; 3,2 или 3,3; 3.4 и опасными 4), то полагается - повышенный размер оплаты труда, дополнительный отпуск, сокращённый рабочий день одновременно. Эти компенсации сохраняются в течение 5 лет со дня окончания проведения аттестации рабочих мест.  Если рабочее место было признано с вредными условиями труда проведением специальной оценки условий труда, то существует разграничение, зависящее от класса условий труда. Так, при классе 3,1 полагается только повышенный размер оплаты труда, при классе 3,2 - повышенный размер оплаты труда и дополнительный отпуск и лишь при классах условий труда 3,3; 3,4; 4 полагаются все три компенсации.

Ещё одним нововведением является то, что теперь на основании:

- отраслевого (межотраслевого) соглашения,

- коллективных договоров,

- письменного согласия работника, оформленного путем заключения отдельного соглашения к трудовому договору

часть ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность 7 дней, может быть заменена денежной компенсацией.

На этих же основаниях может быть предусмотрено увеличение максимально допустимой продолжительности ежедневной работы (смены) для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени  и только с согласия работника и при условии выплаты денежной

компенсации): при 36-часовой рабочей неделе - до 12 часов; при 30-часовой рабочей неделе и менее - до 8 часов.

Появился ещё один стимул у работодателя для создания оптимальных и допустимых условий труда: установление размеров дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации чем безопасней труд, тем ниже страховой взнос.

Коротко о новых документах:

1. Вступил в силу Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 июня 2014 г. № 412н "Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда".

2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 сентября 2014 г. № 642н "Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов". Приказ вступает в силу по истечении шести месяцев после его официального опубликования. Текст приказа официально опубликован не был.

3. Соглашение о порядке расследования несчастных случаев на производстве в рамках ЕврАзЭС прошло ратификацию. Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. № 321-ФЗ "О ратификации Соглашения о порядке расследования несчастных случаев на производстве, произошедших с гражданами одного государства - члена Евразийского экономического сообщества при осуществлении трудовой деятельности на территории другого государства - члена Евразийского экономического сообщества".

4. Спецоценка условий труда: ответы на вопросы.

Информация Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2014 г. "Типовые вопросы и ответы по специальной оценке условий труда".

Подготовлены ответы на часто задаваемые вопросы, касающиеся специальной оценки условий труда.

Исследования (испытания) и измерения по фактору "Световая среда" следует проводить только в том случае, если он идентифицирован как вредный. Например, если освещенность рабочей поверхности недостаточна, поступают жалобы сотрудников на ее недостаточность или избыточность, либо, если на рабочем месте имеются слепящие или отражающие поверхности.

Если работник не согласен с результатами спецоценки условий труда, он может обратиться в региональный орган по охране труда для проведения экспертизы качества спецоценки.

5. Приказ Министерства транспорта РФ от 15 января 2014 г. № 7 "Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации".

6. Внесены изменения Приказом Минтруда и социальной защиты РФ № 103н от 20 февраля 2014 года в Постановление Минтруда РФ от 24 октября 2002 г. № 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях". Теперь в формах документов появилась графа - сведения о проведении спецоценки ус ловий труда (или аттестации рабочих мест), с указанием индивидуального номера рабочего места и класса (подкласса) условий труда, и графа сведения о организации проводившей это мероприятие. В формах документов заменили код «ОКОНХ» на «ОКВЭД». С 8 июня 2014 года положения вышеупомянутого Приказа вступили в силу.

7. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 3 июля 2014 г. № 436н "Об утверждении Порядка передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда". Сведения направляются организацией, проводящей спецоценку условий труда, в течение 10 рабочих дней после утверждения отчета о ее проведении.

8. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 марта 2014 г. № 155н "Об утверждении Правил по охране труда при работе на высоте" (не вступил в силу).

Настоящий приказ вступает в силу по истечении шести месяцев после его официального опубликования. Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 5 ноября 2014 г. №251.

 Установлены государственные нормативные требования по охране труда при работе на высоте. Они распространяются на работников и работодателей - юрлиц и ИП. К работам на высоте относятся следующие. Во-первых, когда существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более. (ранее было 1,3м). Менее данной отметки - если работа проводится над машинами или механизмами, водной поверхностью или выступающими предметами. Во-вторых, когда работник осуществляет подъем, превышающий по высоте 5 м или спуск, превышающий по высоте 5 м, по вертикальной лестнице, угол наклона которой к горизонтальной поверхности более 75°. И, наконец, если работы производятся на площадках на расстоянии ближе 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 1,8 м, а также, если высота ограждения этих площадок менее 1,1 м. К высотным работам допускаются совершеннолетние лица. Они проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические медосмотры. Проводится инструктаж по охране труда. Предусмотрено обучение безопасным методам и приемам выполнения работ. При успешном прохождении проверки знаний и приобретенных навыков выдается удостоверение о допуске к работам на высоте.

9. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 16 июня 2014 г. № 375н "О внесении изменения в Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков". Работодатели (за исключением ГУПов и федеральных учреждений) не менее 0,2% от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) должны направлять на улучшение условий и охраны труда и снижение профрисков. Расширен типовой перечень соответствующих мероприятий. В него включены мероприятия, направленные на развитие физкультуры и спорта в трудовых коллективах. Это, в частности, компенсация работникам оплаты занятий спортом в клубах и секциях.

10. С 1 июля 2013 года Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559н изменились требования к квалификации руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области

охраны труда. Руководитель службы охраны труда, Специалист по охране труда I категории, Специалист по охране труда II категории - теперь обязательно должны иметь высшее профессиональное образование по направлению "Техносферная безопасность" или соответствующим ему направлениям, а при его отсутствии  - высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда. Нижней границей образования для Специалиста по охране труда является среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональная переподготовка) в области охраны труда, при стаже работы в области охраны труда не менее 3 лет. Т.е. сегодня все специалисты организаций, не имеющие профессионального образования, должны получить дополнительное профессиональное образование (пройти профессиональную переподготовку). Процесс переподготовки уже начался  - рассчитан он по времени на 256 часов. Первыми в нашей области его открыли работники нефтегазовой отрасли и тех организаций, которые попали под проверки Госинспекции по труду. В конце 2014 года это "удовольствие" стоило 20 тыс. рублей. В основном обучение проходит дистанционно, плюс лекции порядка 24 часов от первых лиц Госинспекции по труду и других квалифицированных преподавателей, бывших и действующих  инспекторов Госинспекции и профсоюзов. И сдача экзамена.

Пояснения Минтруда  по некоторым вопросам можно найти:

1. Письмо Федеральной службы по труду и занятости от 18 февраля 2014 г. № ПГ/1204-6-1 О ненормированном рабочем дне.

2. Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 декабря 2013 г. № 14-2-337 Об оплате труда работников.

 

В. НИКОЛАЕВ, начальник отдела охраны труда м.р. Борский.

 

16 февраля 2015 г.

Вернуться